Вторая фотография изображает рубиновый гарнитур - вот оказывается, как выглядит шпага Клары Хюммель Шпага – рубяще–колющее клинковое холодное оружие с прямым однолезвийным или обоюдоострым клинком и эфесом. Выдержка из трактата В.В. Тараторина :" История боевого фехтования Развитие тактики ближнего боя от древности до начала XIX века" ... Считается, что шпага появилась как результат постепенного утончения меча. Обычным мечом трудно было поразить врага, одетого в готический или максимилиановский доспех. А плоским узким лезвием можно было наносить удары в его слабые точки: места соединения и смотровые щели. Свое название шпага получила от слова "spata" - кавалерийского меча древних римлян. Родиной шпаги традиционно считают Италию, откуда, собственно, искусство владения этим оружием распространилось по всей Европе.
Изначально бой на шпагах протекал с использованием щитов разных форм, небольшого размера - брокелей. Его техника была очень близка к поединку на мечах со щитами. При этом брокели использовались и для нанесения ударов. Часто к ним прикрепляли металлические шипы, по форме напоминающие кинжалы. Были они разной длины и могли предназначаться как для рубящих, так и для колющих ударов. Сама шпага конца XV-XVII вв. тоже использовалась для таких ударов, поэтому не следует ее считать чисто колющим ору- жием. В XVI в. постепенно отказываются от щита, заменяя его дагой. Параллельно с этим в Испании для действия левой рукой стали широко применять плащ. Его либо наматывали на руку и отбивали им удары, как щитом, либо набрасывали на оружие или голову противника.
Для итальянской школы фехтования на шпаге с дагой (позже кинжалом) характерна силовая манера ведения боя. Часто использовались различные варианты захватов с элементами борьбы; одновременные удары шпагой и дагой, либо их серии. Для противника опасность использования двойного оружия была в том, что он рисковал быть пораженным и на длинной дистанции, и на короткой. Для парирования ударов применяли либо один вид оружия, либо сразу оба.
Популярность фехтования была столь высока, а, следовательно, потребность в квалифицированных учителях фехтования для армии и частных лиц столь велика, что многочисленные преподаватели фехтования и даже профессиональные убийцы и дуэлянты объединялись в корпорации со своими закона- ми и иерархией, например, "Братство Святого Марка", "Фехтовальное братство" или "Браво" - каста дуэлянтов и наемных убийц в Испании.
Часто эти люди, странствующие по всей Европе и Азии совмещали в себе способности преподавателей с хладнокровной жестокостью убийц и не против были заработать на заказной дуэли. Мастеров клинка называли "свободным поединщиками" и беспрепятственно позволяли им пересекать любые границы. Официальные власти их не трогали, так как искусство фехтовальщиков нужно было всем.
К концу XVII в. во Франции постепенно отказались от применения даги или кинжала и в поединках стали использовать только шпагу. Облегчение ее клинка привело к тому, что французы отказались и от рубящих ударов, используя только уколы. Но при этом иногда для увода клинка противника в сторону допускались действия свободной рукой.
Такая манера фехтования хорошо показана в книге Бальтазара Фишера "Искусство фехтовать, во всем его пространстве". Чрезвычайно интересны наставления этого мастера к ученикам:
"Не жди никогда; но напротив того противься всегда его отбоям; чтобы твое зрение не было никогда более устремлено на одну часть нежели на другую, дабы противник никогда не мог отгадать твое намерение; но лучше иметь вид твердый и надежный, и думай прежде о том, что делать хочешь. Я бы желал даже, чтобы вид твой казался заблудшимся во всех твоих намере- ниях, дабы не дать предузнать твоего предприятия".
То есть Фишер придает большое значение психологическому аспекту поединка, ибо считает, что даже мимолетно брошенный взгляд может подсказать направление последующего удара противнику.
В своей книге Фишер приводит различные термины, объяснить которые можно следующим образом:
1. Ангард - позиция, удобная для боя.
2. Встать в меру - то есть продвинуться к противнику, чтобы достать его клинок концом своего клинка.
3. Выйти из меры - из такой позиции отступить назад.
4. Кварт левый (или внутренний) - удар, наносимый с левой стороны шпаги или рапиры противника, при этом кисть собственной руки должна быть повернута локтями вверх.
5. Кварт правый (или наружный) - тоже, но с правой стороны.
6. Терс - удар, наносимый с правой стороны рапиры противника, кисть руки при этом повернута ногтями вниз.
7. Секунд - при соединении рапир правыми сторонами, фехтующие колют один другого из-под руки, держа кисть ногтями вниз.
8. Октав - в том же положении рапир или шпаг колют под руку, не выво- рачивая кисть.
9. Фланконад - удар, наносимый, когда рапиры соединены левыми сторо- нами и противник держит руку высоко поднятой. В этом случае, взяв сильной частью своего клинка (то есть ближней к эфесу) слабую часть рапиры противника (то есть ближнюю к острию), колют его в бок, направив удар под руку, не выворачивая кисть.
10. Кварт нижний - этот удар наносится при соединении рапир левыми сторонами, когда противник держит руку поднятой, открывая нижнюю часть своего корпуса. Колют прямо в грудь, вдоль правой руки противника.
11. Прим - наносится с левой стороны. Кисть руки направлена ногтями вниз. Этот удар употребляется редко, потому что, если вы выдержите парад противника и не выроните при этом клинка, то положение руки останется невыгодным при обороне.
12. Финт - обманное двойное движение, при котором имитируется удар, направленный в одну сторону, а наносится в другую.
13. Ангаже - клинок переносится на другую сторону клинка противника, при этом сильной частью собственного клинка касаются слабой части его клинка.
14. Аппель (или темпе) - вызвать противника на удар, то есть спрово- цировать к нападению или рефлекторному движению.
15. Аттаке - быстрым движением рапиры заставить противника закрыться. 16. Купе - скольжение по клинку
17. Купе-отсечь - перенести скольжением свой клинок на другую сторону клинка противника через острие.
18. Ассо - битва, схватка.
19. Репри (или ремиз) - возобновленный удар, необязательно тот же.
20. Вольт - защита от наносимого удара движением.
21. Кроазе - выбивание шпаги противника вскользь, мгновенным ударом по ее слабой части. 22. Батман - удар по клинку.
23. Рипост - ответный удар или ответный укол после парирования или ухода движением с линии удара противника.
Приведенные термины заимствованы из французского языка. В фехтовании их использовали для обучения бою на любом виде холодного оружия. Некоторые из них не вышли из употребления по сей день.
О способах обезоруживания противника Фишер сообщает:
"Вышибка производится сильным ударением снаружи по клинку противника, когда он держит руку вытянуто и туго. Чтобы вышибить у него рапиру из руки надобно сколько можно тело отворотить и держать назад, руку иметь свободную, конец шпаги немного повыше обыкновенного и вне меры, чтобы не иметь опасности от прямого времянного удара.
О ВЫШИВКЕ ПОСЛЕ ОТБОЯ
Сей способ вышибать есть лучший потому что он менее подвергает опасности; чтобы cue сделать, отбивши просто или контрквартом примечай, если противник встает к обороне вытянувшись, то перенеси ударяя проворно и сильно по его рапире и коли квартом сверх рапиры.
О ЛЕГИРОВАНИИ ИЛИ ВЫШИБКЕ КРОЛЗЕ
Легировать шпагу, значит пристать к оной, обротя кисть ногтями вниз; ударь крепко острием своей шпаги по шпаге противника и обведи крепкую часть своей шпаги около слабой части шпаги противника, дабы оную вырвать. Cue средство обезоружить есть лучшее и единое, которое должно употреблять ежели противник не встает, ибо оно нимало не подвергает; и в случае неудачи, по крайней мере выгодно оно тем, что хотя и не вышибает, то довольно его откроет, чтобы можно было уколоть".
После окончания подготовительного учебного курса мастер предлагает ученикам приступить к "ассо": "Ассо есть представление сражения со шпагами, в коем употребляешь на противника все удары и все отбои, коим научился, стараясь один другого обманывать финтами, дабы тронуть или отбить удары".
Последователи французской классической школы на какой-то период отказались от уколов в нижнюю часть тела, мотивируя это тем, что убить врага такой удар не может, а риск при этом быть пораженным велик. Базанкур в книге "Тайны шпаги" сетует по этому поводу:
"Очень нехорошо и безрассудно то, что в настоящее время не принято защищать нижнюю часть тела и на нее не обращается никакого внимания во время фехтования; в серьезном же бою или во время сражения, противник может нанести в эту незапрещенную часть смертельный удар".
Вальвиль в работе "Рассуждение о искусстве владеть шпагой" предлагает вернуться к старой итальянской школе, где использовались как рубящие, так и колющие удары:
"Шпага есть ужаснейшее холодное оружие после штыка, потому что соединяет острие трехгранной шпаги и лезвие сабли".
В этих рассуждениях был свой резон, так как автор предлагал приемы для боевых действий; в таких условиях было целесообразно уметь не только колоть, но и рубить.
Но в целом направление развития шпажного поединка в дальнейшем не изменялось, и трансформацию этого вида схватки можно увидеть в современном спортивном фехтовании на шпагах или рапирах.
Бленджини дает несколько советов по работе шпагой: "
1. При фехтовании шпагой требуется только прямой удар лезвием.
2. Необходимо заставлять учеников работать на линиях высоких и низких.
3. Не надо забывать, что нападение и отражение только тогда бывают хороши, когда соединяют в себе: обладание шпагой; взгляд, соображение, быстроту и точность.
4. Шпагой надо колоть, а не рубить.
5. Следить за шпагой противника во всех его движениях.
6. Не атаковать защищенную линию, только открытую, так как удар по железу отражается без намерения противника, потому что рука его находится в оборонительном положении простым оборотом кисти.
7. Не атаковать на расстоянии, недосягаемом от противника.
8. Нанести удар в ту минуту, когда он занят приготовлением к атаке.
9. Использовать двойные атаки.
10. Атаковать очень быстро". Вообще, эти советы годны для фехтования любым видом холодного оружия, разница состоит только в диапазоне применяемых ударов....
Бахтерец и юшман XVI - XVII веков.
Боевые топоры, булава, кистени, кинжалы X-XIII веков.(Русь)
Боевые головные уборы XVI-XVII веков
Кольчуга (относительно истории Руси )
Сабля (Общий обзор)
Сулицы (дротики), копья, топоры XIV века
Топоры - бердыши в XVI -XVII веках.
Шпага (включает случайно найденную мною фотографию рубиновой шпаги)