Хьервард.РУ Живописный мир Хьерварда
Энциклопедия ХьервардаФэнтезийные обои для Рабочего столаПисатели фантастики и фэнтезиМузыка в MP3канал #HierwardКомпьютерные игрыКниги фантастики и фэнтезиОружие

                              Шпага.                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
Вторая фотография изображает рубиновый гарнитур - вот оказывается, как выглядит шпага  Клары Хюммель
 
Шпага – рубяще–колющее клинковое холодное оружие с прямым однолезвийным или обоюдоострым   клинком и эфесом.
 
Выдержка из трактата В.В. Тараторина :"  История боевого фехтования Развитие тактики ближнего боя от древности до начала XIX века"
 
  ... Считается, что шпага появилась как результат постепенного утончения меча. Обычным мечом трудно было поразить врага, одетого в готический или максимилиановский доспех. А плоским узким лезвием можно было наносить удары в его слабые точки: места соединения и        смотровые щели. Свое название шпага получила от слова "spata" - кавалерийского меча древних римлян. Родиной шпаги традиционно считают Италию, откуда, собственно, искусство владения этим оружием распространилось по всей Европе.

    Изначально бой на шпагах протекал с использованием щитов разных форм, небольшого размера - брокелей. Его техника была очень близка к поединку на мечах со щитами. При этом  брокели использовались и для нанесения ударов. Часто к ним прикрепляли металлические шипы, по форме напоминающие кинжалы. Были они разной длины и могли предназначаться как для рубящих, так и для колющих ударов. Сама шпага конца XV-XVII вв. тоже использовалась для таких ударов, поэтому не следует ее считать чисто колющим ору- жием. В XVI в. постепенно отказываются от щита, заменяя его дагой. Параллельно с этим в Испании для действия левой рукой стали широко применять плащ. Его либо наматывали на руку и отбивали им удары, как щитом, либо набрасывали на оружие или голову противника.

     Для итальянской школы фехтования на шпаге с дагой (позже кинжалом) характерна силовая манера ведения боя. Часто использовались различные варианты захватов с элементами борьбы; одновременные удары шпагой и дагой, либо их серии. Для противника опасность использования двойного оружия была в том, что он рисковал быть пораженным и на длинной дистанции, и на короткой. Для парирования ударов применяли либо один вид оружия, либо сразу оба. 

     Популярность фехтования была столь высока, а, следовательно, потребность в квалифицированных учителях фехтования для армии и частных лиц столь велика, что многочисленные преподаватели фехтования и даже профессиональные убийцы и дуэлянты объединялись в корпорации со своими закона- ми и иерархией, например, "Братство Святого Марка", "Фехтовальное братство" или "Браво" - каста дуэлянтов и наемных убийц в Испании.       

     Часто эти люди, странствующие по всей Европе и Азии совмещали в себе способности преподавателей с хладнокровной жестокостью убийц и не против были заработать на заказной дуэли. Мастеров клинка называли "свободным поединщиками" и беспрепятственно позволяли им пересекать любые границы. Официальные власти их не трогали, так как искусство фехтовальщиков нужно было всем. 

      К концу XVII в. во Франции постепенно отказались от применения даги или кинжала и в поединках стали использовать только шпагу. Облегчение ее клинка привело к тому, что французы отказались и от рубящих ударов, используя только уколы. Но при этом иногда для увода клинка противника в сторону допускались действия свободной рукой. 

     Такая манера фехтования хорошо показана в книге Бальтазара Фишера "Искусство фехтовать, во всем его пространстве". Чрезвычайно интересны наставления этого мастера к ученикам: 

     "Не жди никогда; но напротив того противься всегда его отбоям; чтобы твое зрение не было никогда более устремлено на одну часть нежели на другую, дабы противник никогда не мог отгадать твое намерение; но лучше иметь вид твердый и надежный, и думай прежде о том, что делать хочешь. Я бы желал даже, чтобы вид твой казался заблудшимся во всех твоих намере- ниях, дабы не дать предузнать твоего предприятия". 

      То есть Фишер придает большое значение психологическому аспекту поединка, ибо считает, что даже мимолетно брошенный взгляд может подсказать направление последующего удара противнику. 

      В своей книге Фишер приводит различные термины, объяснить которые можно следующим образом: 

1. Ангард - позиция, удобная для боя.

 2. Встать в меру - то есть продвинуться к противнику, чтобы достать его клинок концом своего клинка. 

3. Выйти из меры - из такой позиции отступить назад. 

4. Кварт левый (или внутренний) - удар, наносимый с левой стороны шпаги или рапиры противника, при этом кисть собственной руки должна быть повернута локтями вверх. 

5. Кварт правый (или наружный) - тоже, но с правой стороны. 

6. Терс - удар, наносимый с правой стороны рапиры противника, кисть руки при этом повернута ногтями вниз. 

7. Секунд - при соединении рапир правыми сторонами, фехтующие колют один другого из-под руки, держа кисть ногтями вниз. 

8. Октав - в том же положении рапир или шпаг колют под руку, не выво- рачивая кисть.

 9. Фланконад - удар, наносимый, когда рапиры соединены левыми сторо- нами и противник держит руку высоко поднятой. В этом случае, взяв сильной частью своего клинка (то есть ближней к эфесу) слабую часть рапиры противника (то есть ближнюю к острию), колют его в бок, направив удар под руку, не выворачивая кисть. 

10. Кварт нижний - этот удар наносится при соединении рапир левыми сторонами, когда противник держит руку поднятой, открывая нижнюю часть своего корпуса. Колют прямо в грудь, вдоль правой руки противника. 

11. Прим - наносится с левой стороны. Кисть руки направлена ногтями вниз. Этот удар употребляется редко, потому что, если вы выдержите парад противника и не выроните при этом клинка, то положение руки останется невыгодным при обороне. 

12. Финт - обманное двойное движение, при котором имитируется удар, направленный в одну сторону, а наносится в другую. 

13. Ангаже - клинок переносится на другую сторону клинка противника, при этом сильной частью собственного клинка касаются слабой части его клинка. 

14. Аппель (или темпе) - вызвать противника на удар, то есть спрово- цировать к нападению или рефлекторному движению.

15. Аттаке - быстрым движением рапиры заставить противника закрыться. 16. Купе - скольжение по клинку 

17. Купе-отсечь - перенести скольжением свой клинок на другую сторону клинка противника через острие. 

18. Ассо - битва, схватка. 

19. Репри (или ремиз) - возобновленный удар, необязательно тот же. 

20. Вольт - защита от наносимого удара движением. 

21. Кроазе - выбивание шпаги противника вскользь, мгновенным ударом по ее слабой части. 22. Батман - удар по клинку. 

23. Рипост - ответный удар или ответный укол после парирования или ухода движением с линии удара противника. 

     Приведенные термины заимствованы из французского языка. В фехтовании их использовали для обучения бою на любом виде холодного оружия. Некоторые из них не вышли из употребления по сей день.

 О способах обезоруживания противника Фишер сообщает: 

     "Вышибка производится сильным ударением снаружи по клинку противника, когда он держит руку вытянуто и туго. Чтобы вышибить у него рапиру из руки надобно сколько можно тело отворотить и держать назад, руку иметь свободную, конец шпаги немного повыше обыкновенного и вне меры, чтобы не иметь опасности от прямого времянного удара. 

О ВЫШИВКЕ ПОСЛЕ ОТБОЯ 

     Сей способ вышибать есть лучший потому что он менее подвергает опасности; чтобы cue сделать, отбивши просто или контрквартом примечай, если противник встает к обороне вытянувшись, то перенеси ударяя проворно и сильно по его рапире и коли квартом сверх рапиры. 

О ЛЕГИРОВАНИИ ИЛИ ВЫШИБКЕ КРОЛЗЕ 

        Легировать шпагу, значит пристать к оной, обротя кисть ногтями вниз; ударь крепко острием своей шпаги по шпаге противника и обведи крепкую часть своей шпаги около слабой части шпаги противника, дабы оную вырвать. Cue средство обезоружить есть лучшее и единое, которое должно употреблять ежели противник не встает, ибо оно нимало не подвергает; и в случае неудачи, по крайней мере выгодно оно тем, что хотя и не вышибает, то довольно его откроет, чтобы можно было уколоть". 

       После окончания подготовительного учебного курса мастер предлагает ученикам приступить к "ассо": "Ассо есть представление сражения со шпагами, в коем употребляешь на противника все удары и все отбои, коим научился, стараясь один другого обманывать финтами, дабы тронуть или отбить удары".

      Последователи французской классической школы на какой-то период отказались от уколов в нижнюю часть тела, мотивируя это тем, что убить врага такой удар не может, а риск при этом быть пораженным велик. Базанкур в книге "Тайны шпаги" сетует по этому поводу:

     "Очень нехорошо и безрассудно то, что в настоящее время не принято защищать нижнюю часть тела и на нее не обращается никакого внимания во время фехтования; в серьезном же бою или во время сражения, противник может нанести в эту незапрещенную часть смертельный удар". 

     Вальвиль в работе "Рассуждение о искусстве владеть шпагой" предлагает вернуться к старой итальянской школе, где использовались как рубящие, так и колющие удары: 

    "Шпага есть ужаснейшее холодное оружие после штыка, потому что соединяет острие трехгранной шпаги и лезвие сабли". 

    В этих рассуждениях был свой резон, так как автор предлагал приемы для боевых действий; в таких условиях было целесообразно уметь не только колоть, но и рубить. 

   Но в целом направление развития шпажного поединка в дальнейшем не изменялось, и трансформацию этого вида схватки можно увидеть в современном спортивном фехтовании на шпагах или рапирах. 

     Бленджини дает несколько советов по работе шпагой: "

1. При фехтовании шпагой требуется только прямой удар лезвием. 

2. Необходимо заставлять учеников работать на линиях высоких и низких. 

3. Не надо забывать, что нападение и отражение только тогда бывают хороши, когда соединяют в себе: обладание шпагой; взгляд, соображение, быстроту и точность.

 4. Шпагой надо колоть, а не рубить.

 5. Следить за шпагой противника во всех его движениях. 

6. Не атаковать защищенную линию, только открытую, так как удар по железу отражается без намерения противника, потому что рука его находится в оборонительном положении простым оборотом кисти. 

7. Не атаковать на расстоянии, недосягаемом от противника. 

8. Нанести удар в ту минуту, когда он занят приготовлением к атаке. 

9. Использовать двойные атаки. 

10. Атаковать очень быстро". Вообще, эти советы годны для фехтования любым видом холодного оружия, разница состоит только в диапазоне применяемых ударов....

 

 

 


Алебарда

Бахтерец и юшман XVI - XVII веков.

Боевые топоры, булава, кистени, кинжалы X-XIII веков.(Русь)

Боевые головные уборы XVI-XVII веков                                                                       

Глефа

Зерцало

Катана

Кольчуга  (относительно истории Руси )

Копье X-XIII веков.(Русь)

Лук XV (Русь)

Мечи славянские X-XII веков                                                                                                                 

Мечи XIV-XV (Русь).

Нагината

Наручни  

Палаш

Пластинчатые доспехи.

Поножи

Рогатина

Сабля X. 

Саадак XV. ( Русь)

Сабля (Общий обзор)

Сулицы (дротики), копья, топоры XIV века

Топоры - бердыши в XVI -XVII веках.

Чешуйчатый доспех.

Чекан_X 

Шпага (включает случайно найденную мною фотографию рубиновой шпаги) 

Яри

                                                                    

 

 



Hosted by uCoz