серия «Век дракона» | серия «Золотая серия фэнтези» |
АСТ | АСТ |
Ведьмак! Как много в этом слове... Культовый сериал. Культовый писатель, покоривший сердца тысяч читателей за считанные месяцы. Мастер меча, профессиональный истребитель нечисти, против упырей, вурдалаков, кикимор и прочей нежити, которой так богата славянская языческая мифология. Живой, сочный, разговорный язык. Взрывной юмор.
"Последнее желание" (первая часть книги) - это сборник повестей про ведьмака Геральта, в основу которых легли "немного" переработанные писателем классические сказки. А "Меч Предназначения" и есть первый полновесный роман одной из лучших саг конца ХХ столетия.
Последнее желание |
Меч Предназначения |
|
|
Написанный для конкурса, проводимого одним из польских журналов фантастики, "Ведьмак" из небольшого (но тем не менее великолепного и не без изящества написанного) рассказа, превратился со временем в, ни много ни мало, знамя современной славянской фэнтези. Помимо того, что цикл превратил своего автора в самого популярного писателя фантастики у себя на родине, в Польше, цикл о ведьмаке необычайно популярен на территории небезызвестной одной шестой части суши. Причин тому несколько: во-первых (и это главное) великолепное владение живым сочным разговорным языком. Во-вторых яркие сюжеты (причем, если поначалу основой повестей были известнейшие сказки, переиначенные талантом Сапковского, то, начиная со второй книги, цикл вылился в полновесную сагу с продолжениями). В-третьих неоднозначность и "некомиксность" персонажей цикла (в том числе и Геральта) то, чем грешат 99% авторов фэнтези, пачками штампующими положительных и идеальных героев. В-четвертых культурная близость нам польского языка со всеми вытекающими (в том числе и отсутствием особых трудностей при переводе сложных текстов). В-пятых не последнюю роль, стоит отметить, сыграла правильная маркетинговая политика издательства АСТ, выпустившего первый том саги объемом в 640 страниц, что само по себе привлекло внимание покупателей (на самом деле, когда счет идет на сотни тысяч проданных экземпляров, это весьма значительный фактор). И многая-многая-многая...
"...ведьмаки похищают маленьких детей, которых потом пичкают волшебными травами. Кто выживет, становится ведьмаком, волшебником с нечеловеческими способностями. Их учат убивать, искореняют в них всяческие человеческие чувства и рефлексы. Из них делают чудовищ, задача которых уничтожать других чудовищ..."
В цикле упоминается всего несколько ведьмаков. Их и правда сложно назвать людьми. Специальные тренировки, волшебные снадобья, годы ученичества превращают их в профессиональных истребителей нечисти. Они прекрасно видят в темноте, их рефлексы ускорены в несколько раз по сравнению с нормальными человеческими. Их раны затягиваются чрезвычайно быстро. Они виртуозно владеют своими серебряными острыми, как бритва, клинками. Плюс ведьмаки в достаточной мере знакомы с азами боевой и защитной магии. Они путешествуют по миру и за деньги убивают монстров всех мастей, знания о которых у ведьмаков, воистину, энциклопедичны.
Сама книга состоит из Сборника повестей "Последнее желание" и романа "Меч Предназначения". Каждая повесть представляет собой миниатюрный шедевр фэнтези, в котором во всей своей полноте раскрылся литературный дар автора. Каждая история является самостоятельной квинтэссенцией творчества Сапковского там вы найдете все то, что привлекает многотысячную армию читателей писателя: юмор, неподражаемый и неповторимый язык, рельефный образ ведьмака Геральта, динамичность развития сюжета и великолепные диалоги.
Первая повесть сборника. Она еще не пародирует сказочные истории, но, безусловно, использует соответствующие мотивы, оставаясь, тем не менее, самостоятельной авторской историей. Небольшое произведение, написанное для конкурса, стало началом незабываемой саги, а образ героя профессионального истребителя нечисти оказался настолько емким, что его развития с лихвой хватило на несколько книг.
"Красавица и чудовище". Красивая сказка, привлекавшая не одного писателя, ничуть не проигрывает от того, что ее в очередной раз рассказывают чуть-чуть по-другому. Возможно, в этот раз это "чуть-чуть" оказалось самым большим отступлением от классического варианта, но уж наверняка самым удачным для любого читателя фэнтези...
"Белоснежка и семь гномов"... Нет... Не совсем. Это история выбора, когда выбора просто нет... "Зло это зло. Меньшее, большее, среднее все едино, пропорции условны, а границы размыты..." Это даже не пересказ сказки, это история по мотивам... От старой истории о доброй и чистой Белоснежке осталась только оболочка... Добро и Зло не поменялось местами, как можно было предположить в таких случаях. Просто Сапковский в очередной раз показывает жизнь без прикрас... Теми средствами, что доступны автору фэнтези...
Ключевой для дальнейшего развития сюжета рассказ. История, начавшаяся в Цинтре, обретет продолжение в последующих книгах цикла. А события, произошедшие в провинциальном государстве, еще отзовутся эхом. Да таким, что принесет с собой войны, бедствия и лишения не только для главных героев сериала, но и для всего, придуманного автором мира... Предназначение. Это слово еще не раз прозвучит в книгах писателя...
В цикле появляется еще один ярчайший персонаж трубадур Лютик. Мир меняется... Уходят времена магии, магов и эльфов... Наступает время человека. Со временем профессия ведьмака станет не нужна. Миром будут править вот те самые тупые и косноязычные людишки...
"Люди... любят выдумывать страшилищ и страхи. Тогда сами себе они кажутся не столь уродливыми и ужасными. Напиваясь до белой горячки, обманывая, воруя, исхлестывая жен вожжами, моря голодом старую бабку, четвертуя топорами пойманную в курятнике лису или осыпая стрелами последнего оставшегося на свете единорога, они любят думать, что ужаснее и безобразнее их все-таки привидение, которое ходит на заре по хатам. Тогда у них легчает на душе. И им проще жить."
"Волшебная лампа Алладина". Самая смешная история, мастерством писателя объединившая в себе, как европейский сказочный эпос, так и реалии арабского востока. Джин, исполняющий три желания своего хозяина и изгоняемый "заклинанием экзорцизма", оказавшимся в итоге... смачным нецензурным выражением. В этом же рассказе мы впервые встречаемся с еще одной ключевой фигурой цикла чародейкой Йеннифэр, возлюбленной Геральта.
Приключений выпавших на долю ведьмака Геральта, трубадура Лютика и чародейки Йеннифэр хватило бы для вялотекущего коммерческого сериальчика томов в двадцать. Мастер наполнил ими один замечательный роман. Разумный баланс захватывающих интриг, батальных сцен, зажигательного юмора, перемежающийся с замечательно приятными и не менее интересными рассуждениями на извечные в меру философские темы.
"... Дракон по-прежнему спокойно сидел на холме, весело помахивая хвостом. Краснолюд вскарабкался на самый большой валун, откашлялся и сплюнул.
Эй, ты там! Дракон поиметый! Слушай, чего тебе гарольд скажет. Я, сталбыть! Первым за тебя благородно примется странствующий, мать его так, рыцарь Эйк их Денесле! И всадит тебе пику в брюхо, как того требовает священный обычай, на погибель тебе и на радость бедненьким девицам и королю Недамиру! Драка должна быть честной и по правилам, пыхать огнем не можно, а только конфессионально дубасить друг дружку, пока энтот другой лапти не откинет, не помрет, сталбыть! Чего тебе от души и сердца желаем. Усек, дракон?.."
Больше нигде, повторяю больше нигде вы не встретите такой отвязной, сочной и одновременно смешной лексики. Эта чудная и гремучая смесь живого разговорного языка как раз и является неотъемлемой частью авторского стиля Сапковского.
"Ведьмаку не нравились кучи навоза, покрывающие улочки. Не нравились бродяги, сидевшие на корточках у сиены храма. Не нравились каракули, выведенные на стене и вопиющие: ЭЛЬФЫ В РЕЗЕРВАЦИИ!"
Если это не стеб и не пародия на современную жизнь, то что?
"Геральт двумя прыжками влетел на поляну, на бегу выхватывая меч из ножен на спине, с размаху бедром ударил окаменевшую под деревом девочку, откинув ее в сторону, в кусты ежевики. Сколопендроморф зашелестел в траве, задробил конечностями и кинулся на него, подняв передние сегменты и клацая челюстями, блестящими от покрывающего их яда. Геральт заплясал, перескочил через плоское туловище и с полоборота рубанул мечом, целясь в незащищенное место между броневыми плитками на туловище. Однако чудовище оказалось очень прытким, меч ударил в хитиновый панцирь, не разрубив его, толстый ковер мха самортизировал удар. Геральт отскочил, но недостаточно ловко. Сколопендоморф с чудовищной силой обернул заднюю часть тела вокруг ног. Ведьмак упал, перевернулся и попытался вырваться. Безуспешно..."
Вот примерно так и выглядит "нелегкий труд простого рядового" ведьмака. И он далеко не всегда убивает тварей с непринужденностью ловеласа на светском рауте. Нечисть, знаете ли, бывает разная... Кроме того, девочка, спасенная в этом эпизоде никто иная как Цири Дитя Предназначения. Предназначения возникшего в одной их ранних повестей о ведьмаке и определившем развитие сюжета всего цикла. Принцесса Цири. Ключевая фигура сериала... Дитя Старшей крови...
"Предназначения не существует... Не существует. Единственно, что предназначено всем это смерть. Именно смерть второе острие обоюдоострого меча. Одно это я. А второе смерть, идущая за мной по пятам. Я не могу, мне нельзя подвергать опасности Цири."
Я твое Предназначение! донеслось до него с вершины холма, тихо, отчаянно.
Он тронул коня пяткой и поехал вперед, словно в бездну углубляясь в черный, холодный и подмокший лес, в дружелюбную тень, во мрак, которому, казалось, нет конца."