«... Она не ребёнок, повторил голос. Она Пламя, Белое Пламя, от которого займется и сгорит весь мир. Это Старшая Кровь, Hen Ichaer. Кровь эльфов. Зерно, которое не прорастает, не проклюнется, но Полыхнет Пламенем, Кровь, которая будет осквернена... Когда придет Tedd deireadh, Час Конца. Va'esse deireadh aep eigean! » |
серия «Век дракона» | серия «Золотая серия фэнтези» |
АСТ | АСТ |
Маленькая принцесса Цири из Цинтры, девочка, чья судьба неразрывно связана с простым ведьмаком представителем исчезающей профессии, является, как гласят пророчества, носительницей «старшей» эльфийской крови. Ставшая Предназначением Геральта, юная Цири под покровительством ведьмаков проходит подготовку в их замке. Одновремено в ней начинают пробуждаться магические способности...
В оформлении обложки использована оригинальная иллюстрация Майкла Уэллана. Подробнее.
Как известно, отличное произведение отличается от просто хорошего тем, что нравится не только критикам, но и огромному количеству "обычных" (такое затасканное рекламой стиральных порошков, но такое уместное здесь слово) читателей. Путь к этому только один: роман должен иметь несколько уровней восприятия... Так обстоит дело и с циклом о ведьмаке. Для одних это «фэнтезийный боевик» о супер-бойце истребителе нечисти. Для других эпическая сага со всеми ее элементами (приключения, подвиги, романтические баллады, магия, таинственный и презираемый всеми клан воинов, магия, дворцовые и прочие политические интриги, несчастная и неравная любовь-морковь). Третьи наслаждаются безупречным литературным стилем автора. Четвертые находят в романах Сапковского отражение современных проблем человечества, затрагивающих извечные проблемы (кто мы? откуда мы? куда мы идём?) Пятые "видят" такие вещи, о которых не догадывается и сам автор. Шестые... впрочем, хватит.
«Кровь эльфов», конечно же, роман о ведьмаке Геральте. Равно как и роман о княжне из Цинтры, воспитанной ведьмаками и ставшей ведьмачкой. Это книга о Каэр Морхене цитадели ведьмаков. Их доме. Это произведение о жизни и смерти, любви и разлуке. О верности долгу и о Предназначении... О великой войне и ее последствиях. О мире, в котором все меньше места остается для магии и все больше для материализма... И связующим звеном не только всего романа, но цикла в целом была и есть Цири Дитя Старшей Крови...
« Кто этот ребенок, Волк? Кто эта девочка?
Она моё... Геральт осёкся. Она почувствовала на плечах его сильные, твердые руки. И неожиданно страх исчез. Пропал без следа. Пурпурный, рвущийся вверх огонь излучал тепло. Черные силуэты были силуэтами друзей. Покровителей. Блестящие глаза выражали любопытство. Заботу. И беспокойство...»
Руки Геральта стиснули ей плечи.
Она наше Предназначение... »
Впервые Сапковский упоминает других ведьмаков, помимо Геральта. По сюжетной фабуле ведьмаки являются воинами-одиночками. Но в замке ведьмаков мы в первый (и в последний) раз встречаем других представителей организации истребителей нечисти.
« Кто зимует, Эскель? Кроме Весемира.
Ламберт и Койон».
Раньше автор только мельком упоминал о том насколько сложны тренировки ведьмаков. Он только вскользь упоминал о травах и настоях, обеспечивающих необходимые мутации (возможность видеть в темноте, ускоренные рефлексы, метаболизм, благодаря которому, раны нанесенные ведьмакам, заживают во много раз быстрее, чем у человека). Теперь Сапковский позволяет нам (одним глазком) подсмотреть за теми изнурительными тренировками, в которых и кроется неуязвимость ведьмаков в бою:
« Быстрее, Цири! Шаг вперед, отскок! Полупируэт, удар, отскок! Удерживай равновесие левой рукой, иначе свалишься с гребня! И побьешь себе... женские атрибуты!.. Не устала? Если хочешь, передохнем.»
Нет, Ламберт! Могу еще. Я не такая слабая, не думай. Может, мне попробовать скакать через каждый второй столбик?
И не мечтай! Упадешь, тогда Меригольд оторвет мне... э... голову!.. Тверже ноги! И дыхание, Цири, дыхание! Сопишь, словно подыхающий мамонт!.. Не пищи! Работай! Нападение, отскок! Выпад! Полуповорот! Выпад! Полный оборот! Увереннее на столбиках, черт побери! Не качайся! Шаг вперед, удар! Быстрее! Полуоборот! Прыгай и... коли! Вот так! Очень хорошо!
Правда? Правда было хорошо, Ламберт?
Оговорился. Выпад! Полуоборот! Отскок! И еще раз! Цири, а где защита? Сколько раз можно повторять? После отскока всегда должна быть защита, выброс клинка, прикрывающий голову и шею. Всегда!.. Ну, достаточно.
Я не устала.
А я устал. Сказал, отдых. Слезай с гребня.
Сальто?
А ты как хотела бы? Как курица с насеста? Давай прыгай. Не бойся, я подстрахую.
Ххаа-а!
Ловко! Для девчонки очень даже хорошо. Можешь снять повязку с глаз...»
Тренажеры, используемые ведьмаками при обучении, наверняка, восходят истокам к аналогичным устройствам гладиаторских школ Римской Империи и эпохе расцвета Шаолиньского монастыря. Гребень, Ветряк, Маятник, Путь (он же Мучильня). От этих славянских названий так и веет деревянными манекенами, средневековой «полосой препятствий», наполненной не по-детски средневековыми же испытаниями...
« Что за ветряк? Говори толком!
Ну, ветряк, повторила Цири, поднимая на волшебницу свои огромные глаза. Ну такой... Ну... Я на нём учусь вывертываться при нападении. У него такие лапы из палок, и он крутится и размахивает этими лапами. Надо очень быстро прыгать и уворачиваться. Надо вырабатывать... лефрекс. Ежели нет лефрекса, то ветряк хватает тебя палкой...»
«Лефрекс»... Это было бы мило, если бы не было так жестоко... Сознательно приправляя диалоги подобными художественными деталями, автор не просто демонстрирует мастерское владение словом, но и дает понять вдумчивому читателю только в сказках герой одерживает победы легко и просто. Этот «лефрекс» как бы возвращает читателя к окружающей действительности и тем самым еще больше усиливает впечатление от чтения...
«... Борясь с гайвером, нельзя приближаться к поганцу вплотную. Надо всегда держать дистанцию, а удар наносить с наскока.
Хм... А в какое место лучше всего его трахнуть?
Не трахнуть, а треснуть. Теперь перейдем именно к этому. Смотри...»
Все-таки мы имеем дело с фэнтези... В какой-то мере со сказкой... Сага о ведьмаке не может обойтись без магии, таинственных пророчеств, предсказывающих ни много ни мало саму гибель мира. И поскольку ключевой фигурой сериала является Цири, всё самое таинственное исходит из ее образа. Уже в Каэр Морхене ведьмаки обращают внимания на видения, посещающие ее. Она говорит на древнем языке низким мужским голосом. Предрекает смерть всем и каждому. Ее жизнь неразрывно связана с грядущими изменениями всего мира. С колдовством.
Постепенно Сапковский вводит в сюжет новый фактор, на который раньше он только ссылался Нильфгаардская империя расширяет свои владения за счет своих более слабых соседей. Автор постоянно ссылается на великую магическую битву на Холме, в которой погибло большое количество как простых людей, так и чародеев. Сражение приостановило экспансию, но мир напрягся в ожидании войны... Так и не завершив своего обучения в Каэр Морхене, Цири с Геральтом отправляется в путь... Она идет навстречу своей судьбе. Дитя Старшей крови. Дитя Предназначения...
« Кто самый лучший фехтовальщик на свете?
Понятия не имею.
Ты никогда не знал такого?
Я знал многих, которые считали себя лучшими.
Хо-хо! Кто они были? Как их звали? Что они умели?
Потихоньку, потихоньку, девочка! У меня нет ответов на твои вопросы. А это так важно?
Именно что важно! Хотелось бы знать... кто они такие фехтовальщики и где их найти.
Где найти-то я знаю.
Ну и где же:
На кладбищах.»
Путешествие через страну, в которой идет непримиримая партизанская война между эльфами (скоя'таэлями, скотоелями, белками) и людьми, становится еще одним уроком для юной княжны. Эльфы убивают людей за то, что те убивают эльфов... Она видит трупы людей после набега "белок" и трупы эльфов, выставленные на заставе людей... Кровь эльфов это не только гены Старшей расы в генотипе Цири, это еще и расовые войны. Современные проблемы современного общества настигают нас и в выдуманном мире. Фэнтези лишь литературный прием для автора, пытающегося средствами фантастики меча и магии, выразить свое отношение к общечеловеческим проблемам.
Мудрый ведьмак пытается донести до Цири сущность всех межрасовых конфликтов. Он показывает ей развалины Шаэрраведа эльфийской святыни... Не бывает "плохих" рас и народов... Бывают лишь «запальчивые и глупые, для которых символом остается потрескавшийся камень, и разумные, для которых символ бессмертные, вечно возрождающиеся цветы.»
« Быть нейтральным не значит быть равнодушным и бесчувственным. Не надо убивать в себе чувства. Достаточно убить в себе ненависть...»
Геральт оставляет Цири на попечение Матери Нэннеке, уже известной читателям цикла, жрице Великой Мелитэле. Девочке нужно постигать магию, и тут рядом с ней появляется чародейка Йэннифер. Но это уже другая история...
«Дым. Огонь. Ужасающая скачка, цокот копыт. Вокруг пожар. Держись, Львенок из Цинтры!»