« Все складывается как нельзя лучше, потому что мне как раз нечего тебе сказать. Только одно: тогда, в Цинтре, пятнадцать лет назад, много болтали о Предназначении, ведьмак. В ту ночь твоя судьба была предрешена, черными рунами выписана меж звезд. Цири, дочь Паветты, вот твое Предназначение. И твоя смерть. Ибо за Цири, дочь Паветты, ты будешь висеть.» |
серия «Век дракона» | серия «Золотая серия фэнтези» |
АСТ | АСТ |
Словно прислушавшись к многочисленным стенаниям читателей, сетовавших на то, что в предыдущей книге цикла о самом ведьмаке было сказано слишком мало, пан Анджей «исправился». В этой книге мы вновь будем наблюдать такую сложную и неоднозначную жизнь «простого» ведьмака. В поисках Цири он готов объехать весь мир. И в этих стремлениях он не одинок, хотя и странная компания окружает его...
Неунывающий трубадур любимец и любитель женщин, бандит с большой дороги Золтан Хивай, гном со звучным и многочисленным именем Персиваль Шуттенбах (в этом имени уже слышится нешуточный двуручный топор в могучих мозолистых руках), Маррия Барринг по прозвищу Мильва лучница от Бога и, ни много ни мало вот он сюрприз от мастера, вампир. Мир уже перевернулся с ног на голову, если ведьмак путешествует в одной компании с существом, которое по долгу и призванию обязан беспощадно уничтожать...
Хитрый сюжетный финт или еще один урок мудрости (гуманизма, христианской терпимости)? Не все те враги, кто против нас, как и не все те друзья, кто с нами. Жизнь чертовски сложная штука, чтобы судить о ней в черно-белых тонах.
«А невдалеке от кургана на развилке дорог рос огромный дуб. Дуб был обвешан желудями. И людьми.»
Все-таки не каждый, далеко не каждый современный автор фэнтези может похвастать и нестандартным (в хорошем смысле слова) сюжетом, и рельефными персонажами, и мастерским владением художественной деталью. Чем хорош и привлекателен, для читателя со вкусом, Сапковский, так это тем, что он, как никто, умеет разумно чередовать ключевые для сюжета эпизоды с философскими, социальными отступлениями, а те, в свою очередь, со смачными разговорными, такими колоритными и придающими черты славянской сказки, диалогами:
« Старею, видать, буркнул он, немного погодя, когда Плотва поравнялась с вороным конем Мильвы. Принципы наружу вылезли.
У стариков это бывает. Лучница с сочувствием глянула на него. И часто вылезают? Отвар из медуницы, говорят, помогает. И вправлять надо. А пока клади себе подушечку под зад.
Принципы, серьезно пояснил Лютик, не геморройные шишки, Мильва. Ты путаешь понятия.»
Или вот из сцены с объяснениями вампира, развенчивающего мифы о своей расе:
« Ну разве ж я не говорила?! - воскликнула Мильва, как только Лютик кончил ей объяснять, что имел в виду Регис. - Ни о чем другом, только об одном! Орательный секс какой-то придумали! Начинаете мудро, а кончаете всё на жопе! Оратели! Мать вашу...»
А что же Цири? Мы оставили ее в предыдущем романе в компании обычных сорвиголов, промышляющих разбоем. С одной стороны, Цири пришлось поневоле повзрослеть: жизнь на лезвии ножа, постоянный кураж, кровь, сталь и прочие «прелести» и разбойничьи атрибуты бесследно уносят с собой последние мгновения детства. Ведьмачья наука и мастерство выживания не просто становятся для нее средством существования, но и приносят определенный авторитет. Ведь людям так свойственно бояться того, чего они не в состоянии понять, а Цири сплошная загадка. С другой стороны, ребенок еще не раз будет эпизодически просыпаться в ней. Психологический портрет выписан безупречно:
«Сервадио сглотнул, пытаясь впитаться в уже окружающую их толпу. Неожиданно почувствовал, что не имеет никакого желания крутиться около Крыс и пепельноволосой девчонки, которую называли Фалькой. И тут же решил, что обещанная префектом награда не так уж и высока, как ему думалось.
Фалька спокойно убрала меч в ножны, оглянулась. Сервадио остолбенел, видя, как ее миниатюрное личико вдруг покрывается морщинками.
Моя вата, жалостно ойкнула девочка, глядя на валяющуюся на грязном песке сладость. Моя вата упала...»
Зарезать человека и тут же заплакать от упавшей в грязь сладкой ваты... Это даже не мило... И если взрослый, поступающий так, воспринимается читателем, как «обычный» книжный или киношный псих, то ребенок способный на это, как минимум, чудовище...
Кровь Фальки, сама ставшая Фалькой... Дитя Старшей Крови. Дитя Эльфийской Крови. Дитя Предназначения. Ведьмачка. Принцесса. Волшебница. Та, о которой сказано в пророчествах. И, наконец, разбойница с большой дороги...
Не меньшие испытания выпали на долю Йэннифер. Прикрывая отход Цири, она оказывается пленницей весьма и весьма могущественных структур. Гордой волшебнице, как и всем остальным людям, чьи судьбы тесно переплелись с принцессой из Цинтры, приходится балансировать на грани жизни и смерти. Словно за мессией, способным спасти весь мир, идут навстречу Цири люди, никогда не встречавшиеся с ней или те, кто видел ее лишь мельком. Очень, очень странным людям приходится объединять свои усилия. Через очень непростые испытания приходится пройти им. Крещенье не водой и не духом святым, а огнем и мечом предстоит героям романа...
«И он пошли, раскидывая копьями все еще горящую кучу, забрасывая нильфгаардских коней схваченными голыми руками головнями. «Крещение огнём, подумал ведьмак, словно сумасшедший рубя и парируя удары. Я должен был пройти сквозь огонь ради Цири. А иду сквозь огонь в бою за дело, которое вообще меня не касается. Огонь, который должен был меня очистить, самым поганым образом палит мои волосы и обжигает лицо.»