«... Грядет время небрежения, коллега ведьмак, Час Презрения. Колоссального. Безграничного. Ты должен приспособиться. То, что я тебе предлагаю, &— прямая альтернатива. Некто должен умереть, чтобы мог жить другой...»

Час презрения

(Czas pogardy) — 1995

серия «Век дракона» серия «Золотая серия фэнтези»
издание в серии "Век дракона" переиздание в серии "Золотая серия фэнтези"
АСТ АСТ

СВЯЗАННЫЕ КНИГИ:

Последнее желание

Меч Предназначения

Кровь эльфов

Час презрения

Крещение огнем

Башня ласточки

Владычица озера

РЕЦЕНЗИЯ:

Трудно писать о не первом романе сериала. Как правило, нет смысла его читать, если не читал предыдущие вещи цикла. Как правило, третий роман цикла почти всегда страдает само повторами, отсутствием свежих новых идей и так далее. Но к счастью, в данном случае это не так. Даже впервые открывший для себя творчество Сапковского читатель, прекрасно разберется во всех перипетиях сложного сюжета, оценит прекрасный слог и восхитится великолепием фэнтезийных батальных сцен.

«— А было оно так, — быстро начал парень, двигаясь шагом вровень с телегой, — что прибыл тот ведьмак к войсковому командиру. Сказал, что звать его Герант. Командир ему на то: мол, как звать так и звать, лучше пусть за дело берется. И показал, где чудовище сидит. Ведьмак подошел ближе, поглядел малость. До чудовища было шагов сто, может, меньше, но он только сдаля глянул и сразу говорит, мол, это исключительно агромадный мантихор и что он его прибьет, ежели ему двести крон заплатят.

— Двести крон? — зашелся второй старичок. — Он што, сдурел?

— То же ему и командир сказал, только малость погрубше. А ведьмак на то: мол, столько это стоит и что ему-де все едино, пусть чудовище стоит на дороге хоть до Судного дня. Командир в ответ, что столько не заплатит, лучше погодит, пока чудо само улетит. Ведьмак ему: мол, не улетит, потому как оно голодное и злое. А ежели улетит, то тут же обратно возвернется, потому как это его охотничья тера... терера... тория.

<...>

... не улетит чудовище, а будет всю ночь убитого лыцаря глодать помаленьку, потому как лыцарь в железе, трудно его выковыривать изнутря-то. Тут подошли купцы и ну ведьмака уламывать: и так, и этак, мол, скинутся и сто крон ему дадут. А ведьмак в ответ, что бестия-де зовется мантихор и сильно опасна, а свои сто крон купцы могут запихать себе в задницу, он шею подставлять задарма не намерен. Ну тут командир рассерчал и говорит: мол, такова, значит, собачья и ведьмачья доля — шею подставлять, а задница не для крон сделана, а к сранью приспособлена. А купцы, видать, боялися, что ведьмак тоже разозлится и уйдет, потому как согласились на сто пятьдесят. Ну ведьмак меч достал и отправился по тракту к тому месту, где чуда сидела. А командир, видать, со зла, шагнул вслед за ним, на землю сплюнул и говорит, что таких выродков адовых незнамо почему земля носит. Один купец ему на то, что коли б войско заместо того, чтоб по лесам за эльфами гоняться, страховидлов с дорог выгоняло, то и ведьмаки не нужны были бы...»

Выразить одну из ключевых идей сериала настолько кратко, ёмко, и при этом настолько ненавязчиво, дано далеко не каждому... Возвращаясь к ведьмаку, стоит упомянуть, что такие баснословные суммы за работу он стал требовать не от жадности. Деньги ему нужны за профессиональное «аналитическое исследование» — вас, наверное удивит такая реалия в исключительно фэнтезийном мире Сапковского. Начиная именно с «Часа Презрения» произведения цикла начинают приобретать все большую и большую связь с нашей реальностью. Параллели напрашиваются сами собой. Контора с вывеской «Кодрингер и Фэнн. Консультации и юридические услуги» (пусть и схематично набросанная) соответствует современным консалтинговым агентствам специализирующимся на (жутко дорогих, как и положено, но очень эффектных) аналитических отчетах и решении проблем своих клиентов (пусть и не всегда легальными с точки зрения закона методами). Ведьмак узнает, что за Цири началась настоящая охота со стороны различных государств. Девочка нужна им всем для одной лишь цели — использовать ее в государственных интересах, как наследницу трона Цинтры. Тут сам Сапковский решает напрашивающийся сам собой вопрос: какого хрена все гоняются за княжной какой-то там незначительной Цинтры? Тем более, что никаких реальных прав на трон она и не имеет? Причина кроется во все той же эльфийской крови юной принцессы. Загадочных древних (и с превеликим трудом поддающихся расшифровке) эльфийских пророчествах. Чутье бизнесменов, никогда не подводившее контору «аналитиков» и обеспечившее им процветание говорит о том, что ведьмак не спроста интересуется Цириллой. Цена за дальнейшие «аналитические исследования» слишком высока не только для ведьмака. Таким образом его хотят вынудить «поделиться» будущим барышом. Принципы ведьмака не позволяют ему скрывать своих альтруистических интересов к Цири, подкрепленных лишь связью с Дитем Предназначения, и он предлагает интересное компромиссное пари, которое и выигрывает благодаря своим сверхъестественным «ведьмачьим» инстинктам.

«— Эта штука называется «орион». Заморское изобретение. Тренируюсь уже с месяц, попадаю без промаха. Может пригодиться. С тридцати шагов такая звездочка безотказна и смертоносна, а спрятать ее можно в перчатке либо за ленточкой шляпы «...» Хочешь, продам несколько штук? У меня их много.

— Не куплю. Непрактично. Шумят в полете.

— Свист воздействует на психику. Парализует жертву страхом.

— Возможно. Но может предостеречь. Я успел бы уклониться.

— Если бы видел, что в тебя кидают, конечно. Знаю, ты можешь уклониться от стрелы, пущенной из лука и даже из арбалета... Но сзади...

— Сзади тоже.

— Брехня.

— Поспорим, — холодно сказал Геральт. — Я повернусь лицом к портрету твоего папы-идиота, а ты брось в меня своим орионом. Проиграешь — расшифруешь эльфьи манускрипты. Меня интересует Дитя Старшей Крови. Добудешь информацию. В кредит.

— Уговорились. — Кодрингер взял металлическую звездочку за один из лучей и встал. — Любопытство всегда брало во мне верх над рассудком, не говоря уже о беспричинном милосердии. Отвернись.

Ведьмак отвернулся. Глянул на густо издырявленную физиономию на портрете и торчащий в ней орион. Потом прикрыл глаза.

Звезда взвыла и ударила в стену в четырех вершках от рамки.

— Черт побери! — вздохнул Кодрингер. — Даже не дрогнул. Ну и сукин сын!

— А чего ради было вздрагивать? Я слышал, что ты бросаешь так, чтобы промазать...»

Сама Цири в это время путешествует с Йэннифэр. Они едут на остров Танедд, где должен состояться Большой Сбор чародеев. Юной принцессе все чаще и чаще слышаться зловещие голоса, с мрачными предсказаниями... Очень скоро ей выпадает случай использовать опыт приобретенный в Каэр Морхене.

«— Василиск, — продолжал с возвышения рябой, опираясь на палку, как страж на алебарду, — это самая что ни на есть ядовитая гадина на свете! Ибо василиск — царь всех змей! Если б василисков было больше, наш мир пропал бы бесследно! К огромному счастью, это чудовище редкое, ибо рождается из петушиного яйца.

— Это не василиск, — заметила Цири, откусывая грушу...

— Да? А что оно такое, мазель мудрила?

— Выворотка, — заметила Цири, отбрасывая хвостик груши и облизывая пальцы. — Обычная выворотка. Молодая, маленькая, изголодавшаяся и грязная. Но выворотка, и всё тут. На Старшей Речи — выверна.

— Какая еще «воротка»! Только гляньте, какой грозный, как шипит, как клетку кусает! Какие у него зубища-то! Зубища, говорю, как у...

— ...как у выворотки, — поморщилась Цири.

— Ежели ты вовсе разуму лишилась, — рябой одарил ее взглядом, которого не устыдился бы настоящий василиск, — то подойди! Подойди, чтобы он на тебя дыхнул! Враз все узрят, как ты копыта откинешь, посинеешь от яда! Ну, подойди!»

«...»

« Кольцо зрителей заволновалось и загудело, когда она смело подошла к клетке... Выворотка яростно зашипела и заметалась, в ноздри зрителей ударил змеиный смрад. Фабио засопел, но Цири не отступила. Подошла еще ближе и протянула руку, почти коснувшись клетки. Чудовище бросилось на прутья, хватая их зубами...»

«...Все движения, которым Цири научилась в Каэр Морхене, проделались как бы сами собой, почти помимо ее воли и участия. Она рубанула не ожидавшую нападения выворотку по животу и тут же закрутилась в вольте, а кинувшийся на нее ящер свалился на песок, исходя кровью. Цири перепрыгнула через него, ловко увернувшись от свистящего хвоста, уверенно, точно и сильно ударила чудовище в бок, отскочила, машинально проделала ненужный уже вольт и тут же ударила еще раз, перерубив позвонки. Выворотка свернулась и замерла, только змеиный хвост еще извивался и бил по земле, разбрасывая песок.

Цири осторожно сунула окровавленный меч в руку оруженосцу.

— Конец! — крикнула она собирающейся толпе и все еще выпутывающимся из полотен зрителям. — Чудовище убито! Этот мужественный рыцарь прикончил его...»

Дальше действие романа уносит читателя все дальше и дальше от сюжетной линии Геральта. Ведьмак перестает быть главным героем цикла. Именно этот факт и становится главной причиной, по которой дальнейшие книги цикла признаны некоторой частью читателей менее удачными по сравнению с первыми приключениями ведьмака. На мой взгляд переход Сапковского от сказки к остросоциальной фантастике (даже не фэнтези) свидетельствует о творческом росте и зрелости писателя.

Цири теперь не просто Дитя Старшей Крови. Она должна стать матерью «Мстителя, который до основания разрушит старый мир, а затем на его месте построит новый.». Она несет кровь Фальки — легендарной зловещей фигуре прошлого. Так гласят пророчества. Об этом знает и император Нильфгаарда. Это и есть настоящая причина, по которой весь мир начинает тайную и явную охоту за львёнком из Цинтры.

В этом же романе Сапковский начинает применять для раскрытия сюжета интересный приём, способный одновременно и придать некую утонченность повествованию и запутать не слишком искушенного читателя. — Цириллу начинают преследовать видения. Видения, в которых она присутствует при ключевых событиях цикла. Литературный приём достигнет своего пика в заключительном романе цикла — «Владычице озера»

Во время Большого Сбора чародеев происходит невиданное — рушатся все, казавшиеся ранее незыблемыми, соглашения между магами и королями. Ставки в судьбе самого мира настолько высоки, что те, в чьих руках находятся все нити Игры, уже не останавливаются ни перед чем.

Прикрывая бегство Цири, оказываются в беде и Геральт, и Йэннифер. Именно с этого момента цикл о ведьмаке перерастает в полноценную фэнтезийную сагу, со всеми положенными атрибутами: сюжетные линии разветвляются, переходят из одной книги в другую, события уже не зависят от воли писателя, герои обретают собственную жизнь.

А Цири начинают новый этап своей бурной жизни. Этап, полный грязи, крови, смерти и, как ни странно, новых открытий, новых знакомств и новых впечатлений от жизни...

«Смерть всем, отплати им всем! Презрение им всем! Они это заслужили! Все они обидели либо собираются обидеть тебя! Могут когда-нибудь снова обидеть! Презирай их, ибо пришел наконец Час Презрения!»

Hosted by uCoz