— Я хочу долгой беседы, Ищущий Истину. — О чём, Кей? — О Вселенной и Боге.

Императоры иллюзий — 1996

серия «Современная российская фантастика» серия «Иные миры» серия «Звездный лабиринт»
издание в серии "Современная российская фантастика" в 1999 году переиздание в серии "Иные миры" переиздание в серии "Звездный лабиринт"
ЛОКИД Русич АСТ

КОММЕНТАРИЙ:

Продолжение "Линии грёз" чуть послабее, но все равно на очень высоком уровне! В самое первое издание вошли оба романа дилогии. В последнем издании (в серии "Звездный лабиринт") вошла повесть "Тени снов" и уникальная в своем роде энциклопедия оружия, описанного в дилогии.

СВЯЗАННЫЕ КНИГИ:

Линия грез

Императоры иллюзий

РЕЦЕНЗИЯ:

Как хорошо, что нет никакого повода сказать что-то, типа "все читатели«Линии грёз» с нетерпением ждали ее продолжения". А не ждали этого продолжения хотя бы потому, что никогда не было достаточно большой паузы между выходом «Линии грёз» и «Императоров иллюзий». Первое издание содержало оба романа. Во втором издании читатели так никогда не увидели (и не увидят) первого романа цикла, а в третьем издании, как я уже сказал, пауза между выходом книг была очень небольшая и, к тому же, все знали, что это дилогия. Сам я читал эти романы в самом первом еще издании, поэтому передо мной не стояла такая проблема, как перерыв в чтении между книгами. Дилогия воспринималась просто как один большой роман, состоящий из двух частей больших частей.

Для героев цикла прошло четыре года. Для читателя — от нескольких секунд до нескольких месяцев. За это время Кей Дач пришел к мыслям о Боге. Создателе. Узнав о технологии условно называемой Линия грёз, он в конце концов пришел к мысли, что мир, в котором он живет создан кем-то, прошедшим через Линию грёз в другой реальности. И этот кто-то, безусловно, является человеком. Чтобы подтвердить свои догадки Кей встречается с представителем древнейшей расы алкарисов. Расы, покидающей эту реальность... В разговоре с Ищущим Истину, Кей получил подтверждение своим догадкам...

" — Люди ненавидят нас не за Смутную Войну, это так. Булрати убили больше, чем мы. Меклон травил нас вирусами, нарушающими генотип. Им все прощено. Даже ваш флот, чьи обломки десять лет падали на эту планету, — не причина. Мы посмели поддержать ваших предателей! Хааран решил перейти к Ветви, и мы согласились. Ибо это был наш мир, открытый нами прежде людей, обозначенный станцией на орбите, — как велел закон. Вы растоптали законы. Мы проиграли. Эта Вселенная — не наша!

 — Да. — Кей встал, нависнув над сидящим алкарисом. — Этот мир был создан для людей. <...> Я знаю это точно, Ищущий Истину. Наш мир был создан для человека — одного-единственного человека. Он владыка судьбы.

<...>

 — Самая удачливая раса Галактики. Глупее многих, с несовершенным телом, но самая удачливая. Этот мир создан для вас. <...> Вы одержимы силой и властью даже больше, чем булрати. Это человек, который получает от жизни всё, что хочет.

 — Император, — тихо сказал Кей."

Вы думаете, что приобщились к какой-то тайне? Вас не покидает ощущение того, что писатель очень лихо все закрутил-сплёл-наворотил? Всё это так. Тогда открою вам еще одну "тайну" — Всё это всего-навсего игра. И имя этой игре — "Master of Orion". В ней есть различные расы инопланетян. Их возможности привязаны к игровому балансу — алкарисы: древнейшие, строящие самые быстрые, самые лучшие в игровой Вселенной корабли; булрати: могучие воины, не имеющие себе равных в рукопашных схватках; меклонцы: асы генной инженерии; силикоиды, живущие на абсолютно непригодных для прочих рас планетах; псилонцы (пси-) копающиеся в тайнах мироздания и развивающие ментальные возможности... Дарлок, Сакра — каждая из рас наделена своими особенными чертами. Так будет интересней играть. А какой смысл в компьютерной игре, если ты не побеждаешь? Именно поэтому, черт побери, этот мир и создан для хьюменов-терранов-людей. Именно поэтому в нем не могут осуществить экспансию никакие алкарисы! Все попытки силового воздействия на людей получают еще более мощный отпор. Все колонизированные алиенами планеты будут захвачены и "переколонизированы" для жизни землян. Все планеты, осмелившиеся вступить в альянс с инопланетными расами, будут уничтожены. Все мятежи — жестоко подавлены. Земляне не могут не победить — этот мир создан лишь для того, чтобы они учились. Учились его покорять. Всеми доступными способами: войной, дипломатией, экономикой... И все нити находятся в руках одного человека — Императора Грея. Грей. Сир Грей — игровой аватар самого писателя в этой Вселенной. Именно он вел армады кораблей во времена Смутной Войны. Он забрасывал непокорные планеты бомбами. Он отдавал приказы уничтожать-крушить-стирать в пыль. Это ведь всего лишь игра... Причем настолько интересная и захватывающая, что писательская фантазия способна сотворить весьма интересные сюжеты, рано или поздно неизбежно приводящие к одному — к пониманию главным героем того, что он живет в мире, созданным для потехи. Это бесит его, и он просто не может не стремиться освободить эту Вселенную от присутствия того, кто сотворил ее в своем воображении.

Тот, кто получил прозвище "Корь" просто не может смириться, что все его убийства (бывшие для него реальностью) являются просто мелким игровым событием для того, кто в азарте игры одним кликом мыши решил стереть в порошок полумиллионное население колонии. (Для тех, кто в танке — этот текст не о жестокости и насилии в компьютерных играх, поэтому убийство любого количества миллионов байт и единиц здесь считается вполне богоугодным делом).

" — Многие отказались. Очень многие. Наотрез. Их посадили в транспорты и отправили обратно. Все долетели. Потом им дали ордена, этот сраный "Клинок огня" второй степени. Все честно. Осталась половина, даже меньше. Те, кто понимал — надо. Девять тысяч. Мы прикинули — по сорок четыре на каждого. И по четыре десятых. — Он засмеялся нелепым, чуть пьяным смехом. <...> Я первый сказал, что смогу. И добавил, что корь в прошлом году убила в десять раз больше детей, чем мы, при всем желании, сумеем. Вот и заслужил... прозвище. <...> Минут пять я блевал в учительской, потом умылся и пошел таскать тела. Знаешь, что я увидел? Эти два недоумка, которые первого пацана несли как спящего сына, сейчас выкладывали на бетоне телами слово "ГРЕЙ"... "

Чем хорош Лукьяненко, как писатель, так это мастерским владением литературным приемом, именуемым художественной деталью. Довести абсолютную жестокость до... до фарса... Его роман может быть на какую угодно тему. Сюжет может быть сколь угодно простым или, наоборот, сложным, но обилие ярких художественных деталей вам будет гарантированно. Что такое удовольствие от чтения? Это ведь не всегда текст о том, как эффектно условно хороший начистил рожу условно плохому. Нет, в "Императорах иллюзий", конечно же, достаточное количество боевых сцен (хотя и меньше, чем в "Линии грёз"). Но обилие отточенных диалогов, со вкусом и с фантазией прописанных эпизодов, деталей и нюансов, а также некоторый "игровой" подтекст произведений цикла, о котором я уже говорил, вознесло Сергея Лукьяненко на Олимп отечественной фантастики, где он и пребывает до сих пор.

Чтобы не испортить ощущений от текста тем, кто его еще не читал, я не буду рассказывать обо всех сюжетных перипетиях. Скажу только, что в романе нашлось место всему. Вас ждут невероятные (даже для фантастики) приключения, сюжетные повороты, открытия, вздохи разочарования и возгласы удивления. Вас опять ждет встреча с такими удивительными и такими рельефными персонажами, как Император Грей, Кертис Ван Кертис, адмирал Лемак, Полковником СИБ в отставке Вандой Каховски (я просто настолько в восторге от этого персонажа, что всерьез считаю ее образ лучшим в творчестве писателя. Если бы литературные премии вручали за "персонаж второго плана", я бы отдал приз этот приз именно ей.), клинч-командором Вячеславом Шегалом, Артуром и Томми Кертисами и девочкой Рашель с Тауры...

"Знаешь, у меня столько дел... Два пацана, и один из них никак не научится быть взрослым. Девчонка, которая хочет, чтобы я научился любить. Миллионы убийц и сотня планет..."

ЗАНАВЕС...

Помимо романа "Императоры иллюзий" в последнее издание в серии "Звездный лабиринт" вошла небольшая повесть "Тени снов", о которой стоит сказать несколько слов.

Несмотря на то, что ее события происходят во Вселенной "Императоров иллюзий", повесть является самодостаточным (и при этом весьма неплохим) произведением, но помимо всего прочего имеет две любопытных детали:

Первая. В ней упоминается Артур Ван Кертис. Сравните:

"Меня вели мужчины и женщины, подростки, мршанец, десятилетняя девочка..."

("Линия грёз")  

"...На последней ступеньке, держа в руке пистолет, стояла девочка лет десяти..."

" — Не бойся, я тебя доведу <...> Не бойся ты дойдешь. Все будет хорошо. Всё хорошо кончится.

Артем всхлипнул, поднял голову. Встретился со мной взглядом, кажется, впервые заметил, но даже не удивился. Непонятно сказал:

 — Седьмой раз!"

("Тени снов")  

И пусть Артура Ван Кертиса девочка-убийца, выпускница школы "Дочери Кали" называет Артемом, это ничего не меняет...

Вторая особенность связана с тем, что героями повести, колонистами являются известные личности фэндома. Вездесущий (точнее вездегибнущий, а не то, что вы подумали) Семецкий. (В этот раз он гибнет просто от залпа псилонцев):

"Там, где только что лежал Семецкий, остался черный выжженный круг. Из него вертикально торчал оплавленный ствол "Ультиматума", так и не сделавшего ни единого выстрела..."

Володька Бокса — это никто иной, как писатель и фэн Владимир Васильев ("Воха" прочитанный в латинице). Из "интересных" имен присутствует еще Ольга Нонова — тема для отдельного разговора. Ходют слухи, что она — ни много, ни мало одна из виртуальных личностей, которыми полно Фидо... Если я еще кого не заметил там — пишите, вставлю...



" — Ой, не нравится мне все это, — самому себе сказал Семецкий..."

Hosted by uCoz