Гибель богов
 

И упали с небес плотоядные звезды, и открыл глаза побежденный много веков назад Властелин Мрака, и случились многие другие ужасные знамения, предвещающие ГИБЕЛЬ БОГОВ...

Гибель богов - 1994

серия «Азбука. Фэнтези.» серия «Азбука. Фэнтези.» серия «Абсолютная магия»
издание в серии "Азбука. Фэнтези." переиздание в серии "Азбука. Фэнтези." в 1998 году переиздание в серии "Абсолютная магия" в 1999 году
АЗБУКА АЗБУКА ЭКСМО

КОММЕНТАРИЙ:

Первое издание "Гибели богов" вышло в 1994 (?) году. Это была первая книга новой серии нового издательства. На руинах былого великолепия издательства "Северо-Запад", было создано издательство "Азбука". Первыми книгами были романы исключительно питерских писателей. Именно тогда был придуман великолепный маркетинговый ход — заканчивать издательскую аннотацию к роману названием самого романа. На фоне откровенно гадких аннотаций того времени в духе "новая книга писателя — прекрасный подарок всем любителям фантастики" это была просто революция — впервые издательство позаботилось о литературной обработке сопроводительного текста к своему изданию. Наряду с Ником Перумовым, например, зажглась и засияла еще одна ярчайшая звезда "славянской" фэнтези — "Волкодав" Марии Семеновой. Сейчас уже не все помнят, что именно в те годы ставить на обложке фэнтезийной книги русское имя было сущим безумием. "Азбука" сделала ставку на отечественных писателей и не прогадала: читатели с огромным воодушевлением восприняли романы отечественных писателей. В 1999 году роман был переиздан в серии "Абсолютная магия" издательства "ЭКСМО". Специально под это событие был переработан дизайн серии и нарисованы новые обложки ко всем романам цикла "Летописи Хьерварда". Работа была выполнена художником Anry. (Произносится Анри).

СВЯЗАННЫЕ КНИГИ:

Гибель богов

Воин великой тьмы

Земля без радости

РЕЦЕНЗИЯ:

На момент первого издания "Гибели богов" имя Ника Перумова уже было хорошо известно искушенному читателю фэнтези. В то время в неделю выходило всего 1-2 книги, что было очень много, по сравнению с советскими временами, но, в то же время, все еще настолько мало, что при желании можно было прочитывать абсолютно все, что выходит и не пропускать ни единого нового имени. В таких условиях имя Ника Перумова, автора уже нашумевшей дилогии (тогда еще дилогии) "Кольцо тьмы", просто невозможно было пропустить.

Равнодушными к творчеству Перумова были только те читатели и почитатели фэнтези, которые его еще не читали. "Ортодоксальные" толкинисты фыркали при упоминании этого имени. (Ну еще бы — на самого Профессора замахнулся!) И гномы, дескать, у Перумова насквозь "неправильные", и "социальную роль" хоббитов он-де извратил и так далее и тому подобное. Все эти критики забывали об одной "мелочи" — автор фэнтези никоим образом не претендует на "документальность" описываемых событий. Никто (в том числе и Толкин, коего, безусловно, уважает и сам Перумов) не может претендовать на "аутентичность" тех или иных сказочных, мифологических и прочих персонажей любого эпоса. Все современные писатели используют те или иные мифопорождающие мотивы и черпают вдохновение в старинных сагах, легендах и мифологиях. Все они являются общечеловеческим достоянием и было бы глупо утверждать, что один автор имеет право на свое видение мифологических персонажей, а другой — нет. Писатель всегда является творцом своего уникального мира и волен лепить своих персонажей как ему заблагорассудится — опираясь лишь на полет собственной фантазии и (или) угождая потребностям публики. Ну да Саурон им судья — "ортодоксальным" толкинистам, вызывающим у большинства людей только жалость (ибо они — эскаписты до мозга костей, неспособные жить в реальном мире и поэтому живущими в мире придуманном, причем придуманном даже не ими — у них даже на это силенок не хватает). Все остальные любители фэнтези читали Перумова запоем и многие нашли то же "Кольцо тьмы" произведением превосходящим по уровню "Властелина колец". Тому есть несколько причин: "совейская" литература при всей своей гуманности и следованию заведомо благородным целям, была полна жующими сопли героями, не способными на жестокие решительные действия. Такова была литературная традиция заложенная десятки лет назад классиками русской литературы. И, возможно, Перумов — первый отечественный писатель фэнтези, показавший всем нам обратную сторону Тьмы. И многие нашли ее привлекательной, потому что увидели, что мир состоит не из двух цветов — черного и белого. И скользя по оттенкам серого, ты можешь оказаться по любую сторону баррикад. Ну, а роман "Гибель богов" в том числе и о том, что светлый ты или темный зависит, от того среди кого ты окажешься в итоге — среди победителей или побежденных...

"Гибель богов" стала для Перумова первым крупным произведением, где он не заимствовал чей-то (толкиновский в "Кольце тьмы") мир, а создал свой собственный. Мир Хьерварда сложен и необычен — читателю с каждой страницей открываются всё новые и новые грани Упорядоченного, но, похоже, что сам автор готов раскрывать свои карты по одной, и в колоде его авторской фантазии всегда есть еще одна карта. Также не имеет границ и мироздание описываемой реальности. Времена фэнтезийных миров, где есть "наши" и "ненаши" уходят в небытие. Мир полон не только градаций серого, но и, помимо ярких красок, содержит палитры просто недоступные человеческому зрению.

Когда-то очень-очень давно этот мир создал Творец. Создал и покинул его. Его место заняли Древние Боги во главе с Одином — Отцом Дружин. Его "настоящее" имя так и остается неназванным, но ненужно быть настолько уж искушенным читателем, чтобы не понять этого.

"...И он потащил меня в конюшню. Там, понуро опустив голову, стоял дивный жеребец, подобного которому я не видел нигде и никогда. Но удивили меня отнюдь не его редкостная стать, сила и красота, а восемь тонких, но мускулистых ног. Только один такой конь существовал в пределах Реальности. И только одного наездника терпел он на своей спине..."

Помимо описания Слейпнира, в романе существует еще множество зацепок, подтверждающих, что Старый Хрофт является утратившим силы и изгнанным из своей Вальгаллы Одином. Кроме прочих, стоит вспомнить Источник Мимир и глаз Одина, долгие столетия лежавший в нем залогом, а также час Рагнаради, который так и не пробил для Пантеона скандинавских богов — все они, за исключением самого Одина, пали под натиском Молодых Богов, пришедших "раньше, неожиданно и неведомо откуда". Как бы то ни было — у мира появились новые хозяева, а могучий Один стал Старым Хрофтом.

Боги — могущественная, но далеко не единственная сила в этом мире. На ступеньку ниже их стоят Маги — особая раса (все ж таки их нельзя отнести к смертным людям), появившаяся неизвестно откуда, подчиняющаяся богам, и, собственно, в отличии от богов, мало интересующихся делами на бренной земле, постоянно контролирующие дела земных государств, оказывая магическую помощь одним и сокрушая бастионы других. Поскольку, по законам мироздания (которые, к слову сказать, не такие уж и незыблимые и меняются в романе в зависимости от того, кто эти законы пишет) Маги не могут напрямую убивать смертных, то все манипуляции они выполняют с помощью своих Учеников. Вообще отношения Маг-Ученик являются одними из наиболее интересных в романе. На самом деле мы видим только отношения между магом Хедином и его учеником — Хагеном. Несмотря на само собой разумеющееся доминирование мага над учеником, они оба преданы друг другу. Более того, Хедин чувствует себя ответственным не только за своего ученика, но и за всех его воинов, — не зря он постоянно беспокоится о достойном воителей посмертии для них. Остальные пары маг-ученик проходят мимо нашего внимания — автор почти не упоминает остальных учеников, да и другие маги, помимо Хедина, мало фигурируют. (Верховный Маг Мерлин, волшебница Сигрлинн — бывшая возлюбленная Хедина, неразлучная пара Макран и Эстери, упоминающиеся исключительно в паре, что к концу романа это уже начинает становиться комичным, Ракот — соратник Хедина, развоплощенный богами за бунт, Шендар — маг, принимающий на себя командование магами в войне с Хедином, в отсутствие Мерлина да волшебница Фелосте — замыслившая положить начало Новому поколению магов и таким образом привести к гибели поколение нынешнее).

Возможно, именно это отношение ко всем, кто идет на смерть, повинуясь его планам, и не позволяет отнести Хедина к отрицательным персонажам. Опять же, повествование в романе идет от имени Хедина, когда речь идет о нем, и от третьего лица — когда события переключаются на Хагена или его воинов. Именно рассказ от первого лица, всегда позволяет читателю, пусть и неосознанно, отождествлять себя с описываемым персонажем. Именно тут начинается внутреннее понимание (или непонимание) того, отчего Магу Хедину неймется идти против богов? Кто выступает на стороне Света, и кто — на стороне Тьмы? Казалось бы, титул Хедина — Познавший Тьму, Ракот так тот вообще — Повелитель Мрака, но отчего же так и хочется, если не принять их точку зрения, то, хотя бы, попытаться понять причину таких поступков?

Еще больше возникает вопросов, когда читатель узнает, что на самом деле существует масса других сил — Третья Сила (Орлангур и Демогоргон), Лунный Зверь, Драконы Времени и сам Неназываемый — олицетворение гибели всего Сущего, даже Хаоса. Кроме того, существуют еще Владыки Хаоса, Черные Маги Острова Брандей и Бран Сухая Рука — каждая из этих сторон обладает определенным могуществом и следует своим, ей понятным целям. Это обилие магических сил, пластов реальности, сводов магических законов, которым вынуждены подчиняться даже боги — все это позволяет читателю ощутить в полной мере размах писательского замысла, и убедиться, что он (как и любой Смертный) — всего лишь песчинка в необъятном Мироздании.

Все эти сложности необходимы лишь для одного — убедить читателя в том, что герои романа не "плохие" и не "хорошие". Не зря ведь на стороне Хедина выступают гоблины, а среди богов есть не только Ямерт — бог Света, Солнца, в храмах которого всегда ярко горит свет, чтобы не дать темноте ни на секунду проникнуть в них, но и Ялини — Хозяйка Зеленого Мира, ненавидящая любую форму уничтожения жизни.

Есть просто Судьба, и есть просто Колесо Времени, с каждым новым оборотом которого, меняется мир. В него приходят новые боги, маги или герои. А когда-нибудь, с очередным поворотом Колеса, для магии просто не останется места в этом мире, и все магическое навсегда (а может и не навсегда — Вечность смеется при фразах "всегда" или "никогда") покинет мир. И вот тогда людям придется делать все самим — с уходом магии и покровительства магов, войны не прекратятся, просто все будет зависеть только от самих людей. Они уже не будут пешками в играх Сильных, но фигурами, принимающими самостоятельные решения.

"... Мир вовсе не нуждается в нас, Богах и Полубогах, вроде тебя. Что-то случилось с его обитателями, не случайно вошли в мир Столпы Третьей Силы, Орлангур и Демогоргон. Смертные или Бессмертные отныне не нуждаются в нашем водительстве, как бы нам этого не хотелось... А запретить людям и прочим самим решать свои споры — пусть порою и силой — значит окончательно превратить их в наш покорный домашний скот. Я хочу не просто мести, Мимир, — я хочу, чтобы Молодые Боги ушли навсегда. В Мире достаточно иных сил..."

Нельзя не отметить, что Перумов был и есть первым в России автором "бэтл фэнтези" — жанра, в котором не только свободно применяется боевая магия, но и заклинания прямо и открыто называются боевыми. И пусть вас не смущает мнение высоколобых критиков, что все это, дескать, сделано в угоду массовому читателю — тупому рефлексирующему животному. Это не так. Людям свойственно читать о подвигах и приключениях героев, и при этом получать удовольствие. Так было. Так есть. И так будет. Всегда. Пока стоит род людской. Причин тому много, и все они — следствие психологии человека. И эскапизм (потребность уйти из такого непривлекательного серого мира и его будней, в яркий мир героев, драконов и фаерболов) далеко не главная из них. То, что никогда не могли позволить себе отечественные авторы, и то, что давали нашему читателю авторы переводные — обилие действия, звон клинков, дрожание воздуха в порталах, рев боевых драконов и всепоглощающее пламя Заклятья Огня — все это, как оказалось, вполне по силам и нашим авторам, ничуть не уступающим в фантазии иностранцам. Беря в руки книгу фэнтези, читатель всегда ожидает встречи с приключениями, с которыми герой справится, сея смерть и разрушения, а не подставляя левую щеку, вместо уже оплеванной правой. Не знаю почему, но большинство писателей не могут этого понять. А большинство тех, кто могут, не способны на создание собственного мира, не наделены яркой фантазией либо не в достаточной степени владеют словом вообще и литературным мастерством в частности. "Гибель богов" была не первой книгой писателя, но первой, с которой началась новая эпоха и новая точка отсчета для любителей фэнтези. Эпоха, в которой Ник Перумов является автором фэнтези номер один в России.

"... — Так что же, мы теперь, выходит, с тобой Боги, брат Хедин?

 — Да, — помолчав, ответил я.

 — И ты понимаешь, что это значит?

 — Да. Мы с тобой — пленники на невесть сколько тысячелетий, пока не явится некто, еще более сильный или дерзкий, и не свергнет нас..."

Hosted by uCoz