И упали с небес плотоядные звезды, и открыл глаза побежденный много веков назад Властелин Мрака, и случились многие другие ужасные знамения, предвещающие ГИБЕЛЬ БОГОВ... |
серия «Азбука. Фэнтези.» | серия «Азбука. Фэнтези.» | серия «Абсолютная магия» |
АЗБУКА | АЗБУКА | ЭКСМО |
Первое издание "Гибели богов" вышло в 1994 (?) году. Это была первая книга новой серии нового издательства. На руинах былого великолепия издательства "Северо-Запад", было создано издательство "Азбука". Первыми книгами были романы исключительно питерских писателей. Именно тогда был придуман великолепный маркетинговый ход заканчивать издательскую аннотацию к роману названием самого романа. На фоне откровенно гадких аннотаций того времени в духе "новая книга писателя прекрасный подарок всем любителям фантастики" это была просто революция впервые издательство позаботилось о литературной обработке сопроводительного текста к своему изданию. Наряду с Ником Перумовым, например, зажглась и засияла еще одна ярчайшая звезда "славянской" фэнтези "Волкодав" Марии Семеновой. Сейчас уже не все помнят, что именно в те годы ставить на обложке фэнтезийной книги русское имя было сущим безумием. "Азбука" сделала ставку на отечественных писателей и не прогадала: читатели с огромным воодушевлением восприняли романы отечественных писателей. В 1999 году роман был переиздан в серии "Абсолютная магия" издательства "ЭКСМО". Специально под это событие был переработан дизайн серии и нарисованы новые обложки ко всем романам цикла "Летописи Хьерварда". Работа была выполнена художником Anry. (Произносится Анри).
На момент первого издания "Гибели богов" имя Ника Перумова уже было хорошо известно искушенному читателю фэнтези. В то время в неделю выходило всего 1-2 книги, что было очень много, по сравнению с советскими временами, но, в то же время, все еще настолько мало, что при желании можно было прочитывать абсолютно все, что выходит и не пропускать ни единого нового имени. В таких условиях имя Ника Перумова, автора уже нашумевшей дилогии (тогда еще дилогии) "Кольцо тьмы", просто невозможно было пропустить.
Равнодушными к творчеству Перумова были только те читатели и почитатели фэнтези, которые его еще не читали. "Ортодоксальные" толкинисты фыркали при упоминании этого имени. (Ну еще бы на самого Профессора замахнулся!) И гномы, дескать, у Перумова насквозь "неправильные", и "социальную роль" хоббитов он-де извратил и так далее и тому подобное. Все эти критики забывали об одной "мелочи" автор фэнтези никоим образом не претендует на "документальность" описываемых событий. Никто (в том числе и Толкин, коего, безусловно, уважает и сам Перумов) не может претендовать на "аутентичность" тех или иных сказочных, мифологических и прочих персонажей любого эпоса. Все современные писатели используют те или иные мифопорождающие мотивы и черпают вдохновение в старинных сагах, легендах и мифологиях. Все они являются общечеловеческим достоянием и было бы глупо утверждать, что один автор имеет право на свое видение мифологических персонажей, а другой нет. Писатель всегда является творцом своего уникального мира и волен лепить своих персонажей как ему заблагорассудится опираясь лишь на полет собственной фантазии и (или) угождая потребностям публики. Ну да Саурон им судья "ортодоксальным" толкинистам, вызывающим у большинства людей только жалость (ибо они эскаписты до мозга костей, неспособные жить в реальном мире и поэтому живущими в мире придуманном, причем придуманном даже не ими у них даже на это силенок не хватает). Все остальные любители фэнтези читали Перумова запоем и многие нашли то же "Кольцо тьмы" произведением превосходящим по уровню "Властелина колец". Тому есть несколько причин: "совейская" литература при всей своей гуманности и следованию заведомо благородным целям, была полна жующими сопли героями, не способными на жестокие решительные действия. Такова была литературная традиция заложенная десятки лет назад классиками русской литературы. И, возможно, Перумов первый отечественный писатель фэнтези, показавший всем нам обратную сторону Тьмы. И многие нашли ее привлекательной, потому что увидели, что мир состоит не из двух цветов черного и белого. И скользя по оттенкам серого, ты можешь оказаться по любую сторону баррикад. Ну, а роман "Гибель богов" в том числе и о том, что светлый ты или темный зависит, от того среди кого ты окажешься в итоге среди победителей или побежденных...
"Гибель богов" стала для Перумова первым крупным произведением, где он не заимствовал чей-то (толкиновский в "Кольце тьмы") мир, а создал свой собственный. Мир Хьерварда сложен и необычен читателю с каждой страницей открываются всё новые и новые грани Упорядоченного, но, похоже, что сам автор готов раскрывать свои карты по одной, и в колоде его авторской фантазии всегда есть еще одна карта. Также не имеет границ и мироздание описываемой реальности. Времена фэнтезийных миров, где есть "наши" и "ненаши" уходят в небытие. Мир полон не только градаций серого, но и, помимо ярких красок, содержит палитры просто недоступные человеческому зрению.
Когда-то очень-очень давно этот мир создал Творец. Создал и покинул его. Его место заняли Древние Боги во главе с Одином Отцом Дружин. Его "настоящее" имя так и остается неназванным, но ненужно быть настолько уж искушенным читателем, чтобы не понять этого.
"...И он потащил меня в конюшню. Там, понуро опустив голову, стоял дивный жеребец, подобного которому я не видел нигде и никогда. Но удивили меня отнюдь не его редкостная стать, сила и красота, а восемь тонких, но мускулистых ног. Только один такой конь существовал в пределах Реальности. И только одного наездника терпел он на своей спине..."
Помимо описания Слейпнира, в романе существует еще множество зацепок, подтверждающих, что Старый Хрофт является утратившим силы и изгнанным из своей Вальгаллы Одином. Кроме прочих, стоит вспомнить Источник Мимир и глаз Одина, долгие столетия лежавший в нем залогом, а также час Рагнаради, который так и не пробил для Пантеона скандинавских богов все они, за исключением самого Одина, пали под натиском Молодых Богов, пришедших "раньше, неожиданно и неведомо откуда". Как бы то ни было у мира появились новые хозяева, а могучий Один стал Старым Хрофтом.
Боги могущественная, но далеко не единственная сила в этом мире. На ступеньку ниже их стоят Маги особая раса (все ж таки их нельзя отнести к смертным людям), появившаяся неизвестно откуда, подчиняющаяся богам, и, собственно, в отличии от богов, мало интересующихся делами на бренной земле, постоянно контролирующие дела земных государств, оказывая магическую помощь одним и сокрушая бастионы других. Поскольку, по законам мироздания (которые, к слову сказать, не такие уж и незыблимые и меняются в романе в зависимости от того, кто эти законы пишет) Маги не могут напрямую убивать смертных, то все манипуляции они выполняют с помощью своих Учеников. Вообще отношения Маг-Ученик являются одними из наиболее интересных в романе. На самом деле мы видим только отношения между магом Хедином и его учеником Хагеном. Несмотря на само собой разумеющееся доминирование мага над учеником, они оба преданы друг другу. Более того, Хедин чувствует себя ответственным не только за своего ученика, но и за всех его воинов, не зря он постоянно беспокоится о достойном воителей посмертии для них. Остальные пары маг-ученик проходят мимо нашего внимания автор почти не упоминает остальных учеников, да и другие маги, помимо Хедина, мало фигурируют. (Верховный Маг Мерлин, волшебница Сигрлинн бывшая возлюбленная Хедина, неразлучная пара Макран и Эстери, упоминающиеся исключительно в паре, что к концу романа это уже начинает становиться комичным, Ракот соратник Хедина, развоплощенный богами за бунт, Шендар маг, принимающий на себя командование магами в войне с Хедином, в отсутствие Мерлина да волшебница Фелосте замыслившая положить начало Новому поколению магов и таким образом привести к гибели поколение нынешнее).
Возможно, именно это отношение ко всем, кто идет на смерть, повинуясь его планам, и не позволяет отнести Хедина к отрицательным персонажам. Опять же, повествование в романе идет от имени Хедина, когда речь идет о нем, и от третьего лица когда события переключаются на Хагена или его воинов. Именно рассказ от первого лица, всегда позволяет читателю, пусть и неосознанно, отождествлять себя с описываемым персонажем. Именно тут начинается внутреннее понимание (или непонимание) того, отчего Магу Хедину неймется идти против богов? Кто выступает на стороне Света, и кто на стороне Тьмы? Казалось бы, титул Хедина Познавший Тьму, Ракот так тот вообще Повелитель Мрака, но отчего же так и хочется, если не принять их точку зрения, то, хотя бы, попытаться понять причину таких поступков?
Еще больше возникает вопросов, когда читатель узнает, что на самом деле существует масса других сил Третья Сила (Орлангур и Демогоргон), Лунный Зверь, Драконы Времени и сам Неназываемый олицетворение гибели всего Сущего, даже Хаоса. Кроме того, существуют еще Владыки Хаоса, Черные Маги Острова Брандей и Бран Сухая Рука каждая из этих сторон обладает определенным могуществом и следует своим, ей понятным целям. Это обилие магических сил, пластов реальности, сводов магических законов, которым вынуждены подчиняться даже боги все это позволяет читателю ощутить в полной мере размах писательского замысла, и убедиться, что он (как и любой Смертный) всего лишь песчинка в необъятном Мироздании.
Все эти сложности необходимы лишь для одного убедить читателя в том, что герои романа не "плохие" и не "хорошие". Не зря ведь на стороне Хедина выступают гоблины, а среди богов есть не только Ямерт бог Света, Солнца, в храмах которого всегда ярко горит свет, чтобы не дать темноте ни на секунду проникнуть в них, но и Ялини Хозяйка Зеленого Мира, ненавидящая любую форму уничтожения жизни.
Есть просто Судьба, и есть просто Колесо Времени, с каждым новым оборотом которого, меняется мир. В него приходят новые боги, маги или герои. А когда-нибудь, с очередным поворотом Колеса, для магии просто не останется места в этом мире, и все магическое навсегда (а может и не навсегда Вечность смеется при фразах "всегда" или "никогда") покинет мир. И вот тогда людям придется делать все самим с уходом магии и покровительства магов, войны не прекратятся, просто все будет зависеть только от самих людей. Они уже не будут пешками в играх Сильных, но фигурами, принимающими самостоятельные решения.
"... Мир вовсе не нуждается в нас, Богах и Полубогах, вроде тебя. Что-то случилось с его обитателями, не случайно вошли в мир Столпы Третьей Силы, Орлангур и Демогоргон. Смертные или Бессмертные отныне не нуждаются в нашем водительстве, как бы нам этого не хотелось... А запретить людям и прочим самим решать свои споры пусть порою и силой значит окончательно превратить их в наш покорный домашний скот. Я хочу не просто мести, Мимир, я хочу, чтобы Молодые Боги ушли навсегда. В Мире достаточно иных сил..."
Нельзя не отметить, что Перумов был и есть первым в России автором "бэтл фэнтези" жанра, в котором не только свободно применяется боевая магия, но и заклинания прямо и открыто называются боевыми. И пусть вас не смущает мнение высоколобых критиков, что все это, дескать, сделано в угоду массовому читателю тупому рефлексирующему животному. Это не так. Людям свойственно читать о подвигах и приключениях героев, и при этом получать удовольствие. Так было. Так есть. И так будет. Всегда. Пока стоит род людской. Причин тому много, и все они следствие психологии человека. И эскапизм (потребность уйти из такого непривлекательного серого мира и его будней, в яркий мир героев, драконов и фаерболов) далеко не главная из них. То, что никогда не могли позволить себе отечественные авторы, и то, что давали нашему читателю авторы переводные обилие действия, звон клинков, дрожание воздуха в порталах, рев боевых драконов и всепоглощающее пламя Заклятья Огня все это, как оказалось, вполне по силам и нашим авторам, ничуть не уступающим в фантазии иностранцам. Беря в руки книгу фэнтези, читатель всегда ожидает встречи с приключениями, с которыми герой справится, сея смерть и разрушения, а не подставляя левую щеку, вместо уже оплеванной правой. Не знаю почему, но большинство писателей не могут этого понять. А большинство тех, кто могут, не способны на создание собственного мира, не наделены яркой фантазией либо не в достаточной степени владеют словом вообще и литературным мастерством в частности. "Гибель богов" была не первой книгой писателя, но первой, с которой началась новая эпоха и новая точка отсчета для любителей фэнтези. Эпоха, в которой Ник Перумов является автором фэнтези номер один в России.
"... Так что же, мы теперь, выходит, с тобой Боги, брат Хедин?
Да, помолчав, ответил я.
И ты понимаешь, что это значит?
Да. Мы с тобой пленники на невесть сколько тысячелетий, пока не явится некто, еще более сильный или дерзкий, и не свергнет нас..."