Рождение Мага
 

Настоящие герои всегда идут в обход! ©  (Любимая фраза ролевиков)

Рождение Мага — 1999

серия «Абсолютная магия»
Рождение Мага

КОММЕНТАРИЙ:

Очень удачная иллюстрация великолепного, но, по слухам, весьма ленивого и необязательного художника Anry.

СВЯЗАННЫЕ КНИГИ:

Алмазный Меч, Деревянный Меч

Рождение Мага

Странствия мага

Одиночество мага

Дочь некроманта

РЕЦЕНЗИЯ:

Фесс, после событий, описанных в "Алмазном Мече, Деревянном Мече", теряя память, попадает в Мир Эвиала. Там он натыкается на старика-каллиграфа Парри, который обнаруживает в Фессе магический талант и посылает его в Ордос, поступать в Академию Высокого Волшебства. По собственной воле и с позволения жребия, Фесс попадает на факультет Тьмы, где оказывается единственным учеником нелюдя Даэнура. Даэнур — декан этого самого факультета "малефицистики, сиречь злодеяния" — является представителем древней расы дуоттов, которые вели войну с людьми… и проиграли. Светлые оставили в Ордосе нелюдя и его факультет — ведь специалисты по Тьме нужны и Светлым! Однако, разумеется, никакого панибратства и доверия между доминирующими Светлыми и одиноким Даэнуром нет.

В это время боевой маг Долины Магов (откуда родом и Фесс-Неясыть) — Клара Хюммель, вместе со своими друзьями попадают в Эвиал. Чтобы выбраться из этого Мира, юная Сильвия, член уничтоженного Ордена Красного Арка, с помощью могущественного меча Хозяина Ливня, уничтожает артефакт, охраняющий Эвиал от так называемой Западной Тьмы, неизвестной, неизведанной, но устрашающей силой Эвиала. Клара с сотоварищами выбирается из этого мира и, чтобы добраться до Долины Магов, заключает договор с неизвестным могущественным существом. По договору, боевой маг должна добыть для него два могущественным меча.

Даэнур рассказывает Фессу про первого своего ученика среди людей — Эвенгара, написавшего трактат "О сущности инобытия" — как стать частичкой Тьмы.

Узнал Фесс и про "Анналы Тьмы" — свод предсказаний, написанных дуоттами. В "Анналах Тьмы" есть предсказание о разрушителе, который обрушит на мир Западную Тьму… Некромант встречается с неизвестной силой — масками, они требуют от Фесса вручить им могущественные мечи. Фесс лукавит и соглашается, однако достать эти артефакты — Алмазный и Деревянный Мечи — Неясыть-Фесс не может. Маски оставляют магу задаток — огромную сумму денег, которую он все же не берет, но находит странные следы запрещенных темных ритуалов… Решив рассказать обо всем "начальству" Фесс возвращается в Академию. По пути туда встречает девушку Атлику, к которой начинает испытывать нежные чувства… В Ордосе начинается мор — и Фессу с Даэнуром приходится спасать город. Даэнур узнает, что из Волшебного Двора в Ордос выехала Мегана — и считает, что Фессу нужен досрочный выпуск. Фесс вспоминает об Атлике — и рвется ее спасать. Найдя Атлику, некромант узнает, что она — глава ковена, следующего учению Эвенгара.

Вот занимательная выдержка из диалога Атлики и Фесса:

" — Атлика, послушай… в городе эпидемия. Каждый миг умирают люди. Мы с учителем перекрыли путь этой беде, но теперь надо биться с каждым прорвавшимся врагом в отдельности. Если я сейчас пойду с тобой, умрет незнамо сколько невинных…

— Да они и так каждый день умирают. И что тебе за дело до них?.. От старости умирают, от болезней — самых что ни на есть обычных, дети мрут… всех не спасти. И разве мы, Темные, должны о них думать?.."

И впрямь, а должны ли?.. Испытания Фесс проходит удачно: в иллюзорном месте ему нужно поймать малефика, разупокаивающего кладбище и крадущего детей… В конце-концов в виде малефика оказывается Атлика, и Фесс, забыв, что это не в реальном мире, а всего лишь испытания, выдал свои чувства:

"…что стоило опытному магу проследить твою приязнь и беспокойство? Светлые не чувствовать нас, Темных магов, говорил учитель. Но зато они здорово наловчились ловить нас на живцов…"

Фессу все же вручили посох мага — за него вступилась Мегана, все-таки успевшая прибыть в Ордос. В скорости после вручения посоха, некромант уплывает из Ордоса в Арвест, самый северный город Семиградья. В Арвесте его встречают будущие помощники — широкоплечий гном Сугутор и орк Прадд, обладатель грубой зеленоватой кожи.

Первая же работа привела некроманта к неприятностям — ему следовало упокоить погост, что у деревни Большие Комары. Фесс получил недвусмысленный отказ. Даже более того — оказалось, что в Большие Комары явилась Инквизиция, а именно — самый главный будущий противник Фесса — Этлау, экзекутор первого ранга. Внешность его описывается так:

"…маленького росточка человек, едва ли по плечо Фессу. Шириной плеч он напоминал гнома. Одного глаза у него не было, его закрывала чистая белая повязка — не повязка на свежей ране, а именно чтобы закрыть давным-давно опустевшую глазницу.

Этлау сообщает некроманту, что уж лучше бы он убрался из Комаров, Инквизиция, мол, справится и без него… Некромант не уходит. Этлау разрешает Неясыти остаться и посмотреть на методы Инквизиции, какими она упокаивает погост. Отец Этлау пытает людей, собирая этим самым силу, Силу Темных, которой он не мог априори воспользоваться должным образом. Некромант поступает самым глупым образом — из жалости к людям, из желания их спасти, выхватывает у отца Силу и сам упокаивает кладбище, в рукопашной уничтожая костяных драконов. В итоге, некроманту приходится быстро ретироваться.

Вернувшись в Арвест некромант снова встречается с Атликой. Девушка дает Фессу трактат "О сущности инобытия", но молодой маг не решается его читать, только обнаруживает, что книга помечена и с помощью трактата Инквизиция отслеживает всех, кто идет по пути Салладорца.

С боем вырвавшись из города, некромант, девушка, орк и гном ударяются в бега. Однако, вскоре Фесса разлучают с товарищами — Атлика исчезает, а Прадд и Сугутор попадают в плен. Одному темному только удается спастись. Решив мстить и попытаться спасти орка и гнома, некромант направляется обратно в Арвест под видом наемника.

Долго бродить по Арвесту ему не пришлось. Ноги сами принесли Фесса на площадь Правосудия, где инквизиторы должны были казнить гнома с орком. Перед самым началом казни на город нападает Империя Клешей — молодая островная держава, находящаяся на самом западе Эвиала, а Фесс, под шумок и не без помощи меча освобождает своих соратников.

Фессу приходится встать на сторону защитников города — и он помогает инквизиторам отбивать нападение. Однако, Имперцев слишком много… и тут в дело вступает Атлика — она использует трактат Эвенгара, уничтожает Имперцев… Заодно ровняет с землей и сам город, а сама становится частичкой Тьмы… Некроманту и спутникам удается бежать — обратив против себя всю Инквизицию Эвиала.

Произведение отличается если не гениальностью, то великолепностью. "РМ", наряду с "ГБ", является лучшей книгой Перумова — этот факт мало кто собирается отрицать. Дальше идет мое личное мнение, которое, конечно, в той или иной степени, могут разделять и другие. Я имею право на собственное воззрение на текст и на мир — кому-то оно может показаться оригинальным, но изъявлять свое мнение я имею право, так же, как и все.

"Рождение Мага" следует воспринимать отдельно от последующих вышедших на данный момент книг цикла Хранитель Мечей ("Странствия Мага" и "Одиночество Мага"). Книгу можно прочитать и как простой боевичок-экшен, но можно и воспринять ее внутренние идеи. Что мне нравится в работах Ника — то что в них обычно содержится огромное количество разнообразных философских или около-философских идей — и, САМОЕ ГЛАВНОЕ, автор не обязательно вкладывал в текст именно их. На одном эпиграфе уже можно заканчивать книгу: ""Тысячами незримых нитей обвивает тебя Закон. Разрубишь одну — преступник. Десять — смертник. Все — бог!" Эвенгар Салладорский (трактат "О сущности инобытия")". Каково? Этот эпиграф должен вызывать священный трепет у читателя — и читатель обязан выучить его… если, конечно, читатель — не яростный противник Ника Перумова и/или не менее яростный христианин/мусульманин.

Книга рассказывает о неприятии толпой неизведанного — в данном случае — Тьмы и Темных. Это можно увидеть, проследив с какой частотой Ник описывает, как бедного, помогающего всем и вся некроманта шпыняют при каждом удобном случае, закрывая глаза на благие дела Фесса, но обращая внимание лишь на его "цвет кожи", то есть на то, что он выбрал Путь не Света. И впрямь, даже в нашем обществе, несмотря на объявления о демократических "свободах совести", народ ненавидит тех, кто выглядит, одевается и, самое страшное, думает не так — и всеми способами и не способами пытается их прижать, прибить, отключить. Вспомним противостояние христианство vs мусульманство — хотя обе религии отличаются друг от друга не самым коренным образом.

Сам факт описания действий от лица "плохого", то есть Темного Мага — наподобие того, как это сделано в "ГБ" — заставило меня сжать волю в кулак, утереть проступившие слюни, и прикончить книгу в максимально короткие сроки.

Литературное качество книги, как это видно все из того же отточенного эпиграфа, высоко. С каждым годом Ник Перумов прогрессирует как писатель и фантаст, хотя, после "Рождения", к сожалению, он нас не радует как оригинальный философ. Если покопаться, то, конечно, можно выудить идеи, только для этого нужно очень мелкое сито.

В "РМ" Ник продвигает жизненную философию, жизненный принцип — принцип "меньшего зла" — выдавая это за Путь Тьмы. Эта мысль неплоха, но неоригинальна. В книге она звучит, как моральная "отмазка" для Темных: "Я делаю это, это плохо (Зло), но это хорошо, потому что если бы я это не сделал — было бы еще хуже (еще большее Зло)". Такая мысль достойна лишь Светлого, но у Перумова это объясняется, как становится понятно из следующих книг тем, что Светлый от Темного отличается лишь источником силы…

Но я предпочел бы отлучиться от тех идей, которые случайно ли, или специально вложил в роман автор. Вернее, от тех идей, которые мне не нравятся. 8-) Гораздо интересней покопаться в тексте и обнаружить там, как бы между строк, другие идеи, которые опять же как бы являются не-основными

К примеру, мне понравился декан факультета малефицистики — Даэнур. Являясь нечеловеком, он ведет свою игру, не вдаваясь в человеческие морали, этики и нравственности — ему этого не надо. Разумеется, живя долго среди людей он их изучил основательно. Интересно было бы посмотреть, что же случится с Даэнуром в "Войне Мага".

Далее идет Святая Инквизиция. Она всячески прижимает народ, калечит, находит ведьм — а толпе это нравится! Люди боятся Инквизицию… и обожают. Они не любят того, кто делом им помог, в своей неистовой вере пропуская все факты, зато души не чают в тех, кто, прикрываясь высокими словами о вере, извлекают из толпы по одному — и уничтожают

Даже когда в Больших Комарах Инквизиторы начали пытать за измену, деревенские жители и не подумали возмутиться, хотя, наверняка, каждый имел за собой этот грешок. Еще есть Эвенгар Салладорский, который сотворил уникальную вещь — трактат, способный привести людей в новый мир — а люди, вместо того, чтобы его изучить, начали уничтожать, отрицая путь развития. А тот, кто отрицает путь развития — тот идет к деградации, не так ли?

Впрочем, почему-то, в продолжениях "Рождения Мага", Ник Перумов начал как будто специально развивать мысль, что "Эвенгар Салладорский — очень плохой (именно плохой, хотя раньше в книгах такого откровенного разделения good vs evil не было), а человек, ставший частичкой Тьмы — теряет свою индивидуальность". Но в "РМ" этого, хвала Хедину и Ракоту, не видно.

Боязнь иного, неизведанного — извечная человеческая боязнь. Например, большинство людей боятся, ненавидят и терпеть не могут смерти — а почему, собственно?.. На этот счет есть неплохая цитата из "РМ":

"Тьма не обещала покоя. Она не обещала забвения. Она вообще ничего не обещала, кроме... кроме всего совершенно иного".

Автор удачно угадывает психологию толпы:

"Помни, Неясыть, Светлые и так живут в постоянном страхе, они не радуются жизни, они шарахаются от каждой тени, каждая набежавшая на солнце туча представляется провозвестником наступления Великой Тьмы".

Никто не будет отрицать, что было очень много предсказаний о конце света. Кто же эти предсказания предвещал и кто потом сходил с ума? Светлые, то есть те, кто не хочет сохранять свою индивидуальность, кто идет за стадом. Очень много сошедших с ума, к примеру, среди христиан — кто возразит, что христиане не Светлые, в понятии фэнтэзи? По действию книги ужасает мягкотелость некроманта и его желание помочь всем и вся — это уже идет от автора, который, несомненно, является гуманистом или почитает себя таковым. Вы подумайте: стали бы вы спасать того, кто пытается вас убить, а до этого зарезал, к примеру, вашу семью, убил друзей?.. Даже если у вас обычное мировоззрение — то все равно вы бы не стали этого делать, а человек, обладающий силой Темного — и подавно. А некромант Неясыть — делает. В "Рождении" это не так сильно, в последующих же — оглушает. Как сказал Станиславский?

Книгу "Рождение Мага" полезно прочитать всем — чтобы взглянуть на себя со стороны. Вдруг вы ведете себя так же, как Этлау или священник храма в Больших Комарах? Вы заранее уперты к любой идее, противоречащей вашему мнению? Это не есть хорошо. В большинстве случаев неразумная упертость, то есть твердолобость, может повредить. Попробуйте аргументировать свою точку зрения — если не можете — то пора паниковать.



© Эвенгар
Hosted by uCoz