|
||
серия «Звездный лабиринт» | ||
АСТ |
У романа "Танцы на снегу" интересная судьба: вначале это было рабочее название "Генома" Так называлась первая треть романа, выложенная в свободном доступе. В какой-то момент Сергей Лукьяненко вспомнил, что у него нет ни одного романа, название которого состояло бы из одного слова. Так "Танцы на снегу" превратились в "Геном", но удачное название было использовано при написании следующего романа цикла. Строго говоря, "Геном" и "Танцы на снегу" нельзя назвать циклом. Их объединяет лишь единый мир, причем, несмотря на то, что "Танцы..." написаны позже, действие в них происходит лет на двести раньше "Генома".
Рисунок на обложке книги тоже имеет интересную историю, вернее является частью известной истории. В инвалидной коляске изображен ни много ни мало сам Юрий Михайлович Семецкий герой одной из самых известных и громких шуток фэндома. (Его гибель описана в романах отечественной фантастики неоднократно). Штатного художника издательства АСТ Дубовика, на полном серьезе просили нарисовать портрет персонажа в инвалидной коляске максимально приближенно к действительности. На самом деле на реалистичность может претендовать лишь лысина "героя". Да и, похоже, что сам рисунок обложки выполнен в виде коллажаnbsp; настолько разительно отличаются техника исполнения рисунка, в которой нарисованы передний план (с пареньком в рыжем комбинезоне, сжимающим в правой руке пистолет) и задним планом (Семецкий в инвалидной коляске на взлетном поле и фаг Стась с Лионом на плече). (Обратите также внимание на плохо заретушированный фрагмент бетонки взлетного поля между ног главного героя естественно на самой книге, а не на ее изображении на этой странице).
По словам самого Сергея Лукьяненко, роман родился именно из предложения, вынесенного в эпиграф этой страницы. Конечно же, при глубоком анализе, версия о том, что на колонизируемых планетах будет проводиться подобная демографическая политика, просто не выдерживает критики, но эффект при чтении все равно остается ошеломляющий. Право на смерть, гарантируемое конституцией это словно удар обухом по голове. Это главный козырь писателя в создании неповторимых условий планеты Карьер. Как и всегда у Лукьяненко, подросток слишком рано взрослеет и мгновенно переходит из детства в юношество, минуя отрочество. (В этом романе, правда, писатель идет еще дальше и заставляет другого подростка вообще прожить жизнь взрослого человека солдата, воина, отца многодетного семейства). Читателя постепенно готовят к мысли, что единственный способ покинуть такую "гостеприимную" планету это стать "мозгами в бутылке". Мощность компьютеров недостаточна для астрографических вычислений, но есть возможность использовать нейроны мозга для соответствующих расчетов (только во времена "Генома" появятся мощные гель-кристаллы, которые и положат конец подобной практике).
"... лобные доли мозга не любят потокового режима. Они... как бы это сказать. Засыпают. Начинают лениться. Со всеми вытекающими."
Таким образом создается конфликт: главный герой романа Тиккерей теряет своих родителей, осознает, что не может жить на Карьере и совершает единственно правильный, но безумный поступок: устраивается расчетным модулем на первый попавшийся корабль. И тут автор делает еще одно не вяжущееся с логикой описываемого мира отступление "добрые" дяди просто отпускают главного героя на первой же благоприятной для эмиграции планете.
Дальше больше. Замечательная планета Новый Кувейт просто таки создана для того, чтобы дать гражданство подростку-сироте, вырвавшемуся с планеты, подобной Карьеру. Счастливая случайность сводит Тикки и таинственного авалонского рыцаря фага по имени Стась. Эта же случайность втягивает мальчика в глобальный конфликт. Новый Кувейт подвергается вторжению Инея. Подобное вторжение, как ни странно, еще не описывалось в фантастике. Это воздействие на разум, но это не метальный контроль чужих, многократно описанный на заре фантастической литературы. Это скорее "эффект 25-го кадра". С помощью сериалов, выпускаемых Инеем в огромном количестве, население планет подвергалось многодневному ментальному воздействию. Когда наступает время "Ч", все, на кого было рассчитана эта атака просто засыпают и видят сны. Сны, в которых они проживают совершенно иную жизнь. В течение всего нескольких часов, миллиарды людей становятся лояльны цивилизации Инея. Они готовы воевать с Империей, готовы плодиться и размножаться на благо Инея, они фанатично преданы Инне Сноу Президенту Инея.
"... я вспоминал, как в первый раз познакомился с родителями Лиона. Они знали, что я сирота. И что у меня денег нет. И вообще... что я тут совсем один. Но вовсе не бросились меня обнимать, целовать, купать, стричь и подыскивать мне одежду.
Мама Лиона стала другой. Неправильной. Может быть, даже стала добрей и заботливей. Но она не сама стала такой.
Ее такой сделали."
Это основная этическая проблема романа, проблема которой лет столько же сколько и человечеству проблема внутренней свободы. Оправдано ли такое (пусть и во многом благоприятное) изменение человека, если при этом меняется сам человек. При чем не по собственной воле? Автору удалось заставить читателя задуматься над вопросом: "А так ли уж плоха эта цивилизация, пытающаяся изменить мир к лучшему, несомненно, из лучших побуждений?" Ведь наша собственная цивилизация, мягко говоря, далека от идеала. Да и есть ли такой идеал?
" Мы мужская цивилизация... Мы все очень логичны, серьезны, в меру агрессивны и авантюристичны. Добры и справедливы... в ра